четверг, 17 декабря 2009 г.

"... В работе найден ответ на вопрос, как с математической точностью описывать индивидуальность стиля писателя. Полученная формула дает разные значения для разных прозаиков и, соответственно, открывает большие возможности для определения авторства текстов, создателей которых мы пока не знаем"...

"...


Формула вдохновения

Физики нашли ключ к индивидуальности писателя

На днях СМИ в своих научных разделах сообщили об исследовании, осуществленном учеными с физического факультета университета города Умео (северная Швеция). В работе найден ответ на вопрос, как с математической точностью описывать индивидуальность стиля писателя. Полученная формула дает разные значения для разных прозаиков и, соответственно, открывает большие возможности для определения авторства текстов, создателей которых мы пока не знаем. Атрибуция произведений - одна из прикладных и самых главных задач филологии, и шведские физики, видимо, решили посильно помочь гуманитариям. Их статья будет опубликована в журнале New Journal of Physics.
Авторы исследования отталкиваются от так называемого закона Зипфа (Ципфа), сформулированного в 1935-49 годах и использующегося, например, в современных системах поиска в интернете. Лингвист Джордж Кингсли Зипф исследовал частотность слов: одних в тексте попадается больше, других меньше, и по этому принципу все слова разбиваются на группы. Ученый предложил дать этим группам порядковые номера (ранги): самые частотные слова получают номер 1, с частотностью пониже - 2, еще на уровень ниже - 3, и так далее. Далее вычисляется вероятность встретить слово Икс в тексте: количество слов Икс в тексте делится на число всех слов. Зипф обнаружил, что если вероятность для слова Икс помножить на порядковый номер ранга, в котором оно оказалось, то каждый раз будет получаться приблизительно одна и та же величина. Так, для английского языка эта константа равна примерно 0,1, а для русского - 0,06-0,07.
Шведские ученые эту универсалию решили скорректировать. Они считают, что частота использования тех или иных слов не всецело определяется безличным языком, а зависит от индивидуального стиля человека, который им пользуется, в нашем случае - писателя. Физики обратились к словам самого высокого ранга - тем, которые встречаются в тексте лишь единожды - и изучили их распределение по всему произведению. Оказалось, что чем дальше читаешь текст, тем реже попадаются такие "уникальные" слова. Шведы взяли произведения трех классиков англоязычной литературы - Томаса Харди, Д.Г. Лоуренса и Германа Мелвилла - и выяснили, что степень снижения встречаемости "уникальных" слов является общей для разных произведений одного автора, но при этом своей собственной для каждого из троих писателей. Ученые исследования предполагают, что этот показатель может быть "ключом" к индивидуальному авторскому стилю и поможет определить, какой текст справедливо приписывается тому или иному писателю, а какой стоит исключить из его собрания сочинений.
Как видно, физики, решившие заняться литературоведением, прибегли к методам лингвистики, в которой давно и с успехом применяется математическая статистика. Станет ли новый метод прорывом в филологической атрибуции текста - покажут дальнейшие результаты его применения. В конце концов, не исключено, что какое-нибудь случайное совпадение между Вальтером Скоттом и Джеком Керуаком перечеркнет все амбициозные выводы шведских исследователей.
Некоторые сомнения также вызывает сам выбранный метод - он кажется несколько взятым с потолка: почему Толстой от Достоевского должен отличаться именно скоростью снижения встречаемости "уникальных" слов, а не каким-нибудь другим показателем? Не знаю про шведских физиков, а филологам известно, что статистические методы давно и с успехом применяются при определении авторства текста. Однако перед тем как рассказать об этом, стоит кратко описать историю становления точных методов в гуманитарных науках. Их родиной можно с гордостью признать Россию.
Поверить алгеброй гармонию
Первым применить математику к литературе придумал не математик, а литератор - Андрей Белый, один из самых значительных деятелей русского Серебряного века. Он взял стихи поэтов XVIII и XIX веков, написанные 4-стопным ямбом, и решил посмотреть, какие слоги в строке чаще всего являются ударными. Результат поразил его самого и всех остальных: разница между двумя столетьями русской поэзии оказалась кардинальная. У Пушкина и Лермонтова 4-й слог от начала строки оказывается ударным очень часто, почти всегда, а у Ломоносова и Державина - значительно реже. В XIX веке 4-й слог 4-стопного ямба оказывается ударным гораздо чаще, чем 2-й. В XVIII веке наоборот - 2-й слог "ударнее" 4-го; это различие становится особенно очевидным на графиках.
Открытие Белого имело широкий успех: после выхода в 1910 году его книги "Символизм" множество ученых начинает изучать ритм стиха квантитативными (статистическими) методами. Так рождается новая гуманитарная дисциплина - стиховедение. Были среди ее адептов и профессиональные математики: вслед за Белым считать ударения начинает Борис Томашевский, впоследствии - крупнейший пушкинист. Во второй половине века к стиховедению обращается классик математики Андрей Колмогоров; когда говорят о применении точных методов в гуманитарных науках, часто называют его имя, отдавая должное подъему математического энтузиазма, но несправедливо забывая об успехах других ученых. Главным подвижником стиховедения с 1960-х становится великий филолог Михаил Гаспаров; заслуг в этой области у него столько, что он в одиночку стал символом этой дисциплины. Некоторым даже кажется, что своими трудами Гаспаров "закрыл" стиховедение и исследовать больше нечего. То, что это иллюзия, убедительно продемонстрировал филолог Максим Шапир, о котором еще будет сказано.
Изучение ритма стиха, кажется, единственная гуманитарная наука, в которой русские специалисты сразу захватили лидерство и продолжали его удерживать на протяжении всего XX века. Для западной публики новаторство Белого-Гаспарова был столь очевидно, что американский славист Джеймс Бейли даже предложил называть статистическое стиховедение "русским методом". После смерти Гаспарова и Шапира в русском стиховедении, однако, начался кризис, и судьба дисциплины оказалась под угрозой.
Исследование Белого было выполнено в период общего подъема позитивизма в науке, и стиховедение оказалось не единственной областью литературоведения, где стали применять математические методы. Главным идеологом точного знания в гуманитарной сфере стоит считать филолога Бориса Ярхо (Гаспаров называл себя его учеником). Он предлагал полностью реформировать науку о литературе, максимально приблизив ее к естественным наукам; для этого, считал Ярхо, нужно как можно больше применять квантитативные методы. Сам ученый, например, попытался определить набор формальных признаков, по которым классицизм в драме отличается от романтизма. Ярхо умер от туберкулеза в эвакуации в 1942 году, а последователей у него не нашлось. Его фундаментальный труд "Методология точного литературоведения" был опубликован лишь в 2006 году.
Он и меня посчитал
Вернемся, однако, к определению авторства литературных произведений. Стоит сразу сказать, что в распоряжении филологов есть множество способов атрибуции. Не все из них связаны с языком и стилем: так, когда доступны черновики, хорошие результаты приносит изучение почерка, чернил, водяных знаков на бумаге и так далее. Затем, результативной оказывается собственно история литературы: филологи изучают условия создания и публикации текстов, биографию и творчество писателей, и с учетом этого "примеривают" произведение к его возможному автору. Наконец, очень важны собственно лингвистические параметры, история языка. Грубо говоря, всякому понятно, что если в тексте встречается слово "айфон", то автор произведения, скорее всего, не Гоголь, а, например, Пелевин.
Первые опыты применения статистики для определения авторства произведения предпринимаются почти сразу после открытия Белого. В 1916 году Николай Морозов (печально прославившийся в качестве предшественника "новой хронологии" Фоменко) публикует работу с красноречивым подзаголовкомСредство для отличения плагиатов от истинных произведений того или другого известного автора. В ней он предложил взять универсальные и самые популярные слова языка - служебные части речи - и подсчитать частоту их употребления у разных авторов. "Возьмем хотя бы отрицание не. Подсчитайте - и вы увидите, что на каждую тысячу отдельных слов у Толстого оно встречается обыкновенно немного менее 20 раз, у Пушкина и Гоголя около 20-ти, а у Тургенева значительно более, чем у них, иногда свыше 30 раз... Все это показывает, что служебная частица 'не' в большой мере подвержена индивидуальным колебаниям, т.е. определяет склад речи автора". А раз так, то "нельзя ли по частоте таких частиц узнавать авторов, как будто по чертам их портретов?", задается вопросом Морозов, предвосхищая лингвистические изыскания безымянных физиков из Швеции.
В конце XIX века некто Зуев дописал неоконченную пушкинскую "Русалку", а затем опубликовал, выдав свои стихи за творение Пушкина. Филологи того времени ему не очень поверили, однако не нашли в тексте никаких "айфонов", которые бы ясно указывали на то, что Пушкин этого не писал. Такие черты впоследствии нашел Томашевский, воспользовавшись стиховедческой методикой: он установил, что подделать пушкинский ритм Зуев не сумел.
Следующая удача стиховедения - на счету Кирилла Тарановского, выходца из России, работавшего в Югославии и США. Он решил опровергнуть расхожее мнение, согласно которому скабрезная поэма "Лука Мудищев" принадлежит перу Ивана Баркова, классика матерной поэзии середины XVIII века. О разнице между 4-стопным ямбом XVIII и XIX века уже говорилось; воспользовавшись этими данными, Тарановский установил, что "Луку" написали никак не раньше 1820 года. Впоследствии Шапир, подсчитав точные и приблизительные рифмы в непристойной поэме, уточнил: не раньше 1850 года.
Попытки приписать автору чужие произведения и, наоборот, "отнять" у него собственные предпринимались неоднократно, однако ни над кем в этой связи так не издевались, как над Шекспиром. Корпус произведений великого английского драматурга содержит немало загадок для филологов, его пытаются то расширить, то сузить. Усложняет дело то, что что-то могло быть написано Шекспиром в соавторстве. Здесь статистика и стиховедение замечательно себя зарекомендовали. Так, коллега Гаспарова Марина Тарлинская, работающая в США, сделала вывод, что "Эдуард Третий" распадается на два текста: более поздний похож на Шекспира, ранний субстрат - на поэта-елизаветинца Кристофера Марло; по всей видимости, первый дописал последнего (кстати, буквально в этом году появилось еще одно исследование той же пьесы, в ходе которого статистическим подсчетам подверглись не ритмические, а лексические ее особенности; в результате британский ученый сэр Брайан Викерс подтвердил, что одним из авторов "Эдуарда Третьего" был Шекспир, а вот вторым назвал не Марло, а его современника Томаса Кида).
Наконец, последняя по времени громкая история установления авторства связана опять с именем Максима Шапира. Он заподозрил, что стихи поэта-декабриста Гавриила Батенькова, опубликованные филологом Александром Илюшиным, вовсе не были найдены им в архивах, а написаны самостоятельно. Шапир провел обстоятельное исследование стихов, приписывавшихся Батенькову (здесь можно найти начало, а здесь - окончаниестатьи). Были статистически изучены метр, ритм, строфика, рифма, специфический стихотворный синтаксис, морфология, словоупотребление, использование поэтических фигур. По некоторым аспектам между настоящими текстами Батенькова и теми, чья подлинность была поставлена под сомнение, было зафиксировано поразительное сходство, по другим - заметное различие. Выводы ученого неутешительны: даже столь значительная лингвистическая и стиховедческая работа не всегда дает 100-процентную уверенность в подлинности или поддельности текста; на каждый аргумент может найтись контраргумент. Особенно это явно для случаев, когда текст, авторство которого надо установить, мог быть результатом сознательной стилизации (в том, что у Илюшина есть филологические знания и поэтические способности, необходимые для имитации стиля Батенькова, сомнений нет).
Итак
Итак, успехи точных методов в атрибуции литературных текстов несомненны, а заслуги русских филологов - очень велики. В этом смысле энтузиазм физиков из Швеции, доказавших, что "Любовника леди Чаттерлей" написал не Мелвилл, а "Моби Дика" - не Лоуренс, кажется немного смешным. Очевидно, что у профессиональных филологов больше опыта в определении авторства текстов, и они лучше знают, когда формулам и графикам можно доверять полностью, а когда нет. Однако в то, что сотрудники университета в Умео пойдут учиться на литературоведов, почему-то не верится.
Кирилл Головастиков
..."(полный текст)

P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

"...Однако главным для России следствием вчерашнего пуска газопровода, по мнению многих экспертов, является серьезное укрепление китайского присутствия в Центральной Азии. Запуск этого проекта снижает роль России как главного игрока в энергетическом секторе региона"...

"...


Китай будет получать газ в обход России
Опубликовано 15.12.2009 в 08:11, обновлено 15.12.2009 в 15:25 | Автор - Дина Савельева


Главы Китая, Туркмении, Казахстана и Узбекистана заключили "сделку века", нанеся мощный удар по российской монополии на транзит газа из Центральной Азии. Вчера был торжественно открыт газопровод Туркмения-Китай, который уже в 2013 году будет перекачивать в Поднебесную 40 млрд кубометров газа в год. Этот маршрут транспортировки энергоносителей в обход РФ поменяет геополитическую карту, закрепив за Китаем статус неформального лидера региона. По какой цене Китай будет покупать газ, остается тайной. 

В понедельник открыт газопровод из Туркмении в Китай, по которому среднеазиатские государства смогут поставлять топливо в КНР, снизив экспортную зависимость от России. Открытие трубопровода состоялось на месторождении Самандепе, откуда берет начало транснациональный газопровод. Данное месторождение по соглашению о разделе продукции на правом берегу Амударьи разрабатывает китайская корпорация CNPC, которая и занималась разработкой нового газопровода.

Сами главы среднеазиатских государств называют этот газопровод "великим проектом", сравнивая его с древним Шелковым путем, и считают, что он "меняет геополитическую карту" Центральной Азии, создав новые маршруты для транспортировки энергоносителей из региона. Собеседник "Коммерсанта" в туркменском правительстве оценил значение проекта с Китаем для Ашхабада и его соседей как сделку века.

Рыночная цена

По какой цене Китай будет покупать газ, пока неизвестно, но источник издания в правительстве Туркмении утверждает, что "цена является рыночной и нас полностью устраивает". По оценкам экспертов, любой наземный трубопровод позволит Китаю снизить зависимость от поставок по уязвимым морским маршрутам, которые могут быть перекрыты в случае военного конфликта. Похоже, именно поэтому Китай согласился платить за газ рыночную цену, хотя сам являлся основным инвестором строительства трубы и его затраты оцениваются в $20 млрд.

Работы по газопроводу заняли менее трех лет, его протяженность до границы с Китаем превышает 1800 км, на проектную мощность в 40 млрд кубометров труба должна выйти в 2012-2013 гг. После 2013 года Пекин может инвестировать в увеличение мощности трубы.

Ошибки России

Россия долгое время не обращала на этот проект почти никакого внимания, считая главной угрозой своим позициям монополиста на транзит энергоносителей из Центральной Азии европейский проект Nabucco. В конце 2008 года "Газпром" даже начал закупать газ в Центральной Азии по европейским ценам, чтобы отбить у Ашхабада, Астаны и Ташкента охоту к стремлению в Nabucco и участию в транскаспийских проектах.

Теперь же именно построенный газопровод из Туркмении в Китай, а не существующий пока только на бумаге Nabucco нарушает российскую монополию на транзит каспийского газа. 

Конфликт Ашхабада и Москвы начался еще в марте, когда стороны не смогли договориться о принципах строительства газопровода Восток-Запад, который бы соединил восточные месторождения Туркмении с Каспием. 9 апреля, вскоре после возвращения президента Туркмении из Москвы, произошел взрыв на газопроводе САЦ-4, и экспорт газа в Россию прекратился, лишив Ашхабад значительной доли экспортных доходов. Так, за прошлый год Туркмения получила от экспорта своего газа в РФ $5,88 млрд, а за первый квартал этого года - $3,7 млрд.

"Китайский фактор"

Сейчас Россия для восстановления контроля над экспортом туркменского газа готова начать переговоры о его закупке с 2010 года. В конце декабря Дмитрий Медведев с этой целью отправится в Ашхабад. Правда, теперь дело осложняет наличие нового канала экспорта вкупе с запускаемой в конце декабря второй ниткой газопровода в Иран (проектная мощность 20 млрд кубометров в год), что позволит Ашхабаду увереннее торговаться с Россией.

То же самое относится и к Казахстану с Узбекистаном. Источник "Коммерсанта" в Минэнерго РФ сообщил, что летом этого года Астана обратилась к Москве с просьбой продавать хотя бы 10% объема нефтяного экспорта через территорию РФ, сейчас выкупаемого российскими компаниями, напрямую европейскими потребителям, уплачивая России лишь за транзит. Москва тогда ответила категоричным отказом. Теперь же Нурсултан Назарбаев может вполне успешно использовать на переговорах "китайский фактор".

"Газпрому" закрыли дорогу

Однако на этом неприятности от нового газопровода для России не заканчиваются. "Газпром" решил выйти на растущий рынок Китая, после того как продажи в Европе начали падать. В октябре премьер РФ Владимир Путин посетил Пекин и договорился об активизации переговоров по строительству газопроводов в Китай, однако теперь потребности Китая в газе будут практически полностью удовлетворены. 

Однако главным для России следствием вчерашнего пуска газопровода, по мнению многих экспертов, является серьезное укрепление китайского присутствия в Центральной Азии. Запуск этого проекта снижает роль России как главного игрока в энергетическом секторе региона. Кроме того, Пекин, обладающий резервами свыше $2 трлн, превратился для региона в главный источник колоссальных кредитов и инвестиций.
..."(полный текст)



P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

"...Ответственных журналистов, слава богу, в стране еще немало и компетентных тоже. Но когда у них нет возможности компетентность проявлять, когда они ограничены в телеканалах, радиостанциях, ограничены в свободных и независимых СМИ, независимых не только от власти, но и в определенном смысле от капитала, то тут одной компетенции, конечно, мало"...

"...

Темы дня / Общество 
Свобода слова - тонкий вопрос 


Дмитрий Медведев на Медиафоруме говорил о свободе слова
09.12.2009 19:14 


Владимир Кара-Мурза
В среду в Москве открылся двухдневный Форум европейских и азиатских медиа, в котором участвуют руководители известных СМИ стран СНГ и Балтии, политики и общественные деятели. Центральными темами первого дня форума стали качество работы журналистов и СМИ, новые технологии передачи информации и политические проблемы в деятельности средств массовой информации, сообщает РИА Новости.

Медиафорум проходит уже в четвертый раз. В этом году он собрал представителей 14 государств Европы и Азии, около 140 руководителей СМИ стран, входивших в состав Советского Союза. С приветствием к собравшимся обратился президент России Дмитрий Медведев. После своего выступления президент РФ ответил на ряд вопросов журналистов: о Грузии и визах, Украине и газе, о Прибалтике. Отвечая на вопрос о свободе слова, Медведев сказал:

- Это очень сложная философская тема - где границы возможного, что является табу, что не должно происходить в цивилизованном обществе с учетом того, как мы понимаем нашу цивилизацию. Это всегда будет тонким вопросом...

Владимир Кара-Мурза: "Свобода слова предполагает ответственность и компетентностью журналиста", - заявил президент России Дмитрий Медведев, выступая на форуме европейских и азиатских медиа. "Может быть много разных мнений о глубине свободы средств массовой информации, но в первую она предполагает ответственность и компетентность. Главная обязанность журналиста – говорить правду. Но как он это делает – это ваше решение", - сказал Медведев, обращаясь к главным редакторам из стран СНГ. Отвечая на вопрос узбекского участника форума о свободе средств массовой информации в России, Медведев сказал: "Я надеюсь, что в Узбекистане с этим все в порядке. У нас с этим тоже все в порядке", - отметил президент. В чем состоят ответственность и компетентность журналистов, о которых говорил президент Медведев на евроазиатском медиа-форуме, об этом мы беседуем с главным редактором журнала "Огонек" Виктором Лошаком. Вы очевидец и современник нескольких эпох в новейшей истории нашей журналистики. Как трансформировались в устах обитателей Кремля вот эти понятия ответственность и компетентность журналиста?

Виктор Лошак: Скорее трансформировалось не понимание ответственности и компетентности, а понимание вообще роли журналистики в том обществе, которое власть строила в России. Если Горбачев относился к журналистам как к соратникам того, что он делал, его революция, перестройка была невозможна без журналистов, но журналисты пошли куда дальше, чем предполагал сам Михаил Сергеевич. То Ельцин относился к журналистам практически идеально в смысле взаимоотношений власти и журналистики. Он никогда ни разу и нигде журналистов не критиковал и не призывал их к ответу за публикации.

То дальше ситуация значительно осложнилась. 

И видимо, в следующие годы ответственность и компетентность журналистов была равна пониманию деятельности власти, разделению взглядов власти и скорее всего компетентность была в том, что добрые слова о власти были практически не только приятны ей, но и для некоторых средств массовой информации и для телевидения обязательны. 

Владимир Кара-Мурза: Михаил Федотов, секретарь Союза журналистов России, претендент на пост представителя ОБСЕ по свободе средств массовой информации, удручен состоянием свободы слова в России.
Да, со свободой слова у нас все в порядке. Если вы высказываете это слово в интернете. Но на федеральных телеканалах, можете быть уверены – свобода слова есть только у тех, кто обладает властью в Кремле или в Белом доме 

Михаил Федотов: Да, со свободой слова у нас все в порядке. Если вы высказываете это слово в интернете. Но на федеральных телеканалах, можете быть уверены – свобода слова есть только у тех, кто обладает властью в Кремле или в Белом доме. А для всех остальных ее еще только предстоит получить, предстоит добиться этой свободы. 

В чем я абсолютно согласен с президентом Медведевым, это в том, что ответственность журналиста и его компетентность имеют принципиально важное значение. И то, что в этом должны разбираться сами журналисты. Совершенно правильная позиция.

Именно поэтому существуют у нас структуры саморегулирования, и мы очень рассчитываем на то, что власть будет поддерживать эти структуры, будет обращаться в эти структуры, когда ей не нравится какое-то выступление журналистов. Потому что когда власть обращается для разрешения спора с журналистами к прокуратуре – это не самый лучший способ решения вопроса.

Владимир Кара-Мурза: А как трактовалось понятие "ответственность журналиста", как трактовали, разговаривая с молодыми репортерами еженедельника "Московские новости"?

Виктор Лошак: На самом деле это очень интересный и очень профессиональный вопрос. Потому что когда журналисты остались один на один с собой или главный редактор остался один на один с журналистами, ответственность – это тема их разговора. Потому что не все довольно ясно представляют себе силу слова, не все довольно ясно представляют, что фантазия невозможна там, где поле фактов.

И на самом деле это вопрос, с которым сталкивается каждый редактор, работая со своим коллективом, работая с молодыми журналистами. Не все довольно ясно себе представляют, что их слова имеют еще и политическое значение, что этот резонанс может быть довольно долгим. Я сталкивался просто с фантастическими фактами в своей практике.

Я столкнулся однажды с тем, что красиво было в коллективе, куда я пришел в свое время, красиво было придумывать конец, например, статьи, как будет красивее, не так, как жизнь сложилась, не так, как факты выстроились, а как будет красивее для читателя концовку придумать, отличную от жизни.

То есть на самом деле президент задевает очень болезненный для журналистов вопрос. Нет того фильтра, который был раньше. Раньше шли сложно к журналистике, это было много ступеней, была конкуренция огромная. Сейчас большое количество средств массовой информации, молодые журналисты получают очень серьезные шансы прямо в начале своего пути. Дорога для них открытая, интересная. Но готовы ли они к ней - вот это вопрос ответственности.

Владимир Кара-Мурза: Валерий Яков, главный редактор газеты "Известия", не считает формулу президента исчерпывающей.

Валерий Яков: Я отчасти согласен с тем, что сказал сегодня президент Медведев по поводу ответственности компетентности журналистов. Но полагаю, что это имеет относительное, извините за тавтологию, отношение к свободе слова. Потому что ответственных журналистов, слава богу, в стране еще немало и компетентных тоже. Но когда у них нет возможности компетентность проявлять, когда они ограничены в телеканалах, радиостанциях, ограничены в свободных и независимых СМИ, независимых не только от власти, но и в определенном смысле от капитала, то тут одной компетенции, конечно, мало.

Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время

..."(полный текст)


P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

"...Час икс близок – согласно техрегламенту, уже с 20 декабря на магазинных прилавках вся продукция, произведенная с применением сухого молока, должна будет получить название "молочный напиток". Не трудно понять, что к весне напитка под названием "молоко" просто не останется – за исключением, разве что, дорогих продуктовых бутиков"...

"...






Молоко кончится к весне 


09 декабря, 02:23 | Татьяна СОЛЯНАЯ

Закупочные цены на молоко в ноябре поднялись до 11,3 – 12 руб. за литр, в то время как летом они составляли 7 – 9,5 руб., а иногда и 6 руб. – то есть рост от минимума уже доходит до 50%. По данным Минсельхоза, ускорение роста цен началось в октябре – к 1 ноября цена приобретения выросла на 9,7%. На сайте министерства создана горячая линия по ценам на молоко.

Розница, как правило, реагирует с запозданием на два месяца, но уже в ноябре, согласно данным Росстата, молоко в магазинах подорожало на 1,2% – 3,4%. Сами производители уверяют, что молоко и не должно стоить меньше 12 – 15 руб. за литр при закупке, то есть более 30 руб. в розницу, иначе молочным хозяйствам выгоднее зарезать коров. Однако этой зимой рост цен может оказаться куда круче прошлогоднего, когда он достигал 14% – 16%. Виноват в этом введенный в действие с июня 2009 г. технический регламент на молоко.

Сам по себе техрегламент должен был послужить благородной цели. Под видом молока, и особенно молочных изделий, потребителям подсовывали что угодно – вплоть до продуктов переработки генетически модифицированной сои. Новым стандартом было запрещено называть натуральным молоком продукт, прошедший какую-либо переработку, кроме стерилизации или пастеризации, – все остальное стало "молочным напитком". Однако авторы техрегламента не учли некоторые климатические особенности России.

Российское молочное производство строго сезонно. Летом наступает максимум производительности коров, зимой буренки молока дают мало или совсем не дают, а весной, в пору выпаивания новорожденных телят, большая часть произведенного молока идет на их нужды. Переработчики сглаживают эту сезонность, пуская часть дешевого летнего молока на производство молочного порошка. Зимой и весной большая часть молока производится именно из этого порошка путем восстановления – попросту говоря, разведения водой. До этого года такое молоко признавалось натуральным наравне с летним, с этого года – нет.

В результате, этим летом практически полностью прекратилось производство сухого молока: кому хочется превращать дорогое натуральное молоко в "молочный напиток"? Правительство, поначалу пообещавшее закупочные интервенции сухого молока на 3 млрд руб., затем передумало и объявило, что будет закупать молоко ультрапастеризованное. Между тем оно дороже и пользуется у потребителей меньшим спросом. Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Татьяна Рыбалова считает, что госзакупки ультрапастеризованного молока выгодны только его производителям – крупным компаниям. Следовательно, к весне может разориться множество мелких молокохозяйств и фермеров – основных поставщиков дешевого натурального молока в летний сезон. После этого сезонного снижения цен может и не случиться, а России придется снова вернуться к импорту молока из Белоруссии, Польши и Украины.

Час икс близок – согласно техрегламенту, уже с 20 декабря на магазинных прилавках вся продукция, произведенная с применением сухого молока, должна будет получить название "молочный напиток". Не трудно понять, что к весне напитка под названием "молоко" просто не останется – за исключением, разве что, дорогих продуктовых бутиков. Специалисты говорят, что авторы техрегламента с водой выплеснули и ребенка – необходимо было предусмотреть такой термин, как "восстановленное молоко", тогда бы и потребителя не вводили в заблуждение, и производителей не лишали стимула перерабатывать натуральной молоко в порошок. Однако сейчас говорить об этом поздно: буренки переходят на "зимний режим", удои снижаются, и сделать достаточное количество запасов сухого молока на эту зиму вряд ли удастся. Сколько в результате будет стоить натуральное молоко на прилавке, сказать сложно. Во Владивостоке оно уже стоит более 50 рублей.

Постоянный адрес статьи: 
http://www.utro.ru/articles/2009/12/09/858156.shtml


..."(полный текст)


P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

"...Никакой истины в истории не существует – в том смысле, в котором она существует в математике. Истинное представление о прошлом не выговаривается одним голосом, потому что любой историк дает свою картину. И мы не исключение. По прочтении нескольких противоречивых книг читатель начинает представлять историческую реальность. У него в голове возникает некоторое объемное полотно, которое в какой-то степени отражает сложность прошлого"...

"...
http://www.svobodanews.ru/


ТЕМЫ ДНЯ / ОБЩЕСТВО

Хрюн и Степан против фальсификаций истории

17.12.2009 10:08
Радио Свобода начинает показ серии мультфильмов "Открытие России". Герои сериала Хрюн Моржов, Степан Капуста и Пес Филипп исследуют вехи российской истории и разоблачают пропагандистские мифы. Мультфильмы основаны на книге Никиты Соколова, Ирины Карацубы и Игоря Курукина "Выбирая свою историю. Развилки на пути России: от Рюриковичей до олигархов". Книга вышла в 2005 году при поддержке фонда "Открытая Россия". На деньги фонда был подготовлен и мультсериал. Производителем фильма была компания "Интерньюс". Радио Свобода благодарит правопреемников фонда "Открытая Россия" за разрешение показать эти мультфильмы широкой публике. 


"Открытие России" серия 1, часть 1


"Открытие России" серия 1, часть 2



Каков был резонанс книги "Выбирая свою историю"? На эти и другие вопросы отвечает один из ее авторов историк Никита Соколов.

– Книга "Выбирая свою историю. Развилки на пути России" вышла в 2005 году. Ваши ожидания от ее воздействия на читателя оправдались? 

– Ожидания оправдались в нескольких измерениях. Нам, как мне кажется, отчасти удалось поколебать распространенный стереотип, согласно которому история движется закономерностями и не зависит от человека. Мы представили в книге ряд фактов, ставших своего рода точкой опоры для людей, которые раньше лишь чувствовали это.

Есть и другое измерение, в котором мы достигли успеха. Дело не в отдельных мифологемах, которых, разумеется, много, а в той общей конструкции отечественной истории, которая внедряется в головы людей, не занимающихся этой наукой специально. Эта конструкция такова. Была великая могучая держава Киевская Русь, потом ее разнесли на удельные лоскутья, потом московские князья восстановили единовластие и настало полное процветание. Эта мифологема ставит в центр истории власть, причем власть авторитарную, что совершенно никакой исторической реальности не соответствует. Нам удалось это показать, и это было замечено публикой.

– Вы боролись с мифами, а власти, спустя четыре года после выхода вашей книги, объявили о борьбе с фальсификациями истории и создали специальную комиссию. Как вы относитесь к этой инициативе? 

– Профессиональное историческое сообщество относится с подозрением к попыткам создать такую комиссию. Если под фальсификацией подразумевается ложь на основе фальшивых документов, комиссия не нужна: историки сами разберутся и покажут, где фальсификация. Если же комиссия собирается защищать общепринятую, единую, казенную, утвержденную и одобренную интерпретацию истории – по всей видимости, речь идет об этом – это прямой путь в авторитарное, даже тоталитарное общество. В демократическом обществе у людей не может быть единой интерпретации прошлого. К полному единству можно привести только общество откровенно тоталитарное, и то ненадолго.

Должен заметить, что ситуация с научным сообществом историков становится хуже.  Давление власти усиливается: все историки так или иначе связаны с казенными институтами и говорить им становится все труднее, мы их все реже слышим.

– Была ли какая-то заметная реакция на вашу книгу в непрофессиональной среде? Как отзывались о ней просто читатели? 

– Для ответа на этот вопрос у меня нет материала. Было много рецензий, была довольно энергичная полемика в Живом журнале и на нескольких сайтах, но едва ли это показательно: полемику вела вполне просвещенная публика, а с простым читателем мне не доводилось разговаривать. Думаю, что конструктивное и творческое сомнение в нем мы зародили.

– В ком-то - наверное. Но не в большинстве. Достаточно вспомнить героев прошлогоднего проекта "Имя Россия": по результатам голосования третье место занял Сталин, второе – Столыпин, первое – Александр Невский.

– Никто там ничего не выбирал. От начала и до конца это фальсификация и монтаж. Социологические замеры, которые несколько десятилетий делает Левада-центр, показывают совершенно другие цифры и другую динамику. Сталин, безусловно, поднимается в общественном сознании, причем очень решительно, но не до такой степени, в какой это было показано в сериале "Имя Россия".

– Из книги следует, что развилки на пути России с IX века встречаются все чаще. Сколько развилок пришлось на XXI век? Что это за развилки?

– Развилки случаются каждый день, когда человек принимает какое-то решение. Их бесчисленное множество. В книге мы выбрали те из них, на которых удобнее было показать механизмы. Развилки 2000-2009 годов я бы выделять не стал. Развилка пришлась на вторую половину 1999 года. Тогда  люди, которые принимали существенные для страны решения, поставили господина Путина во главе государства. Они хорошо себе представляли и этот тип деятеля, и историю его формирования, а  дальше все шло по накату, существенных развилок не было.

– В будущем существенные развилки возможны?

– Они возможны всегда, и их появление совершенно непредсказуемо. История продолжается – тем она и замечательна. Все попытки построить общую схему истории упираются в то, что надо предсказать ее конец. Но люди живут и продолжают принимать решения. Пятнадцать лет назад Фрэнсис Фукуяма писал о либеральном конце истории: либеральная демократия восторжествовала по всему миру, и поэтому история должна закончиться, писал он. И что? Буквально через пару лет началась конфронтация с исламским миром, и история, как вы видите, продолжается очень активно и ни к какому завершению не приближается.

– Вы говорили о "тотальном устремлении истории" к конечной цели: в средневековье этой целью был рай, в Советском Союзе – коммунизм. К какой цели стремится современная российская история?


– Идеал сейчас видится как великая и могучая Россия, которой боятся и которая живет в своих авторитарных традициях. Все эти традиции начали выдумывать полтораста лет назад. Общую историю всегда пишут победители. Например, с 1999 года в учебниках расширяются разделы, связанные с деятельностью спецслужб. Это очевидное следствие того, кто заказывает эту историю. Что при этом делать рядовым гражданам? Читать другую историю. Слава богу, это возможно. Историй всегда будет много. Стоит только Карамзину сочинить свою историю, которая претендует на то, чтобы быть всеобщей, как немедленно ему в ответ Николай Полевой напишет "Историю русского народа". Эта борьба бесконечна.

Никакой истины в истории не существует – в том смысле, в котором она существует в математике. Истинное представление о прошлом не выговаривается одним голосом, потому что любой историк дает свою картину. И мы не исключение. По прочтении нескольких противоречивых книг читатель начинает представлять историческую реальность. У него в голове возникает некоторое объемное полотно, которое в какой-то степени отражает сложность прошлого.

*   *   *
Смотрите первую часть мульсериала "Открытие России" на сайте Радио Свобода. Продолжение - через неделю.
..."(полный текст)


P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

"...В нашей стране наблюдается хронический дефицит ЛЮБВИ. Множество клеймящих и проклинающих, а вот смирения и любви нет. Печально..."

"...












17-12-2009 08:52 (ссылка)
  ·  

Любовь к ближнему

Прочитав многих комментаторов, хотел бы напомнить известное изречение:

Обязанность без любви делает человека раздражительным.

Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.

Справедливость без любви делает человека жестоким.

Правда без любви делает человека критиканом.

Воспитание без любви делает человека двуликим.

Ум без любви делает человека хитрым.

Приветливость без любви делает человека лицемерным.

Слепая [вера?] без любви делает человека придирчивым.

Компетентность без любви делает человека неуступчивым.

Власть без любви делает человека насильником.

Честь без любви делает человека высокомерным.

Богатство без любви делает человека жадным.


В нашей стране наблюдается хронический дефицит ЛЮБВИ. Множество клеймящих и проклинающих, а вот смирения и любви нет.

Печально...

Владимир Соловьев 
..."(полный текст)


P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

Популярные сообщения

Общее·количество·просмотров·страницы