среда, 27 октября 2010 г.

"...В главных чертах оба проекта сходны: основная ответственность все-таки возлагается на лицо, допустившее нарушение, а не на владельца площадки, где это нарушение зафиксировано. Если все насчет настроения «сверху» понято правильно, то через месяц-другой мы уже увидим результаты. Пока что на лицо явное изменение атмосферы, которую на аналогичных круглых столах пару лет назад создавали исключительно возмущенные выступления «обиженных» представителей интернет-индустрии, а теперь — присутствуют и представители правообладателей, и государственных органов, и Общественной палаты."...

"...


Закон очень удаленного доступа


 


Что делать, когда судья не отличает провайдера от юзера, а Михалков требует ввести налог с покупки краденого?


Общий вывод после прошедшей 21—23 октября в Москве, в выставочном комплексе на Красной Пресне, «Недели российского интернета» (RIW-2010): Интернет в России стал обыденностью, такой же, как телефон или общественный транспорт. Каждый третий житель нашей страны хоть раз в месяц выходит в Сеть, а покупки в интернет-магазинах совершает каждый седьмой — мы опережаем по этим параметрам даже некоторые страны ЕС — например, Италию и Грецию, а количество обладателей собственной машины в России как раз примерно равно числу интернетчиков.
Но одно отличие все же имеется: до сих пор в России не существует никаких специальных законов, регулирующих деятельность граждан в Сети. Этому способствовало и то, что интернет как явление возник помимо института государства, долгое время развиваясь по собственным правилам.
Забеспокоились по-настоящему только в последние годы, когда в интернет пришли, во-первых, серьезные деньги (один только объем онлайновой торговли в 2010 году составит 240 миллиардов рублей — больше полутора процентов всего российского розничного оборота), во-вторых, количество абсурдных судебных исков начало переходить всякие границы. Два самых одиозных примера. Это попадание в 2009 году очень известного и уважаемого — в том числе и со стороны государственных органов — «Самиздата» Мошкова в федеральный список экстремистских ресурсов (по явной ошибке работника Череповецкого городского суда, поставившего в список весь ресурс вместо журнала одного-единственного пользователя из примерно 50 тыс., размещенных). Другой случай: запрещение по аналогичной схеме судом Комсомольска-на-Амуре доступа к YouTube.com — по данным компании comScore, самому посещаемому в России сайту из всех.
Вкупе еще с некоторыми процессами, закончившимися абсурдным, с точки зрения нормального интернетчика, образом (и не без привкуса политики), эти случаи показали, что одним только просвещением судей и разъяснением значения отсутствующих в законодательстве терминов («сайт», «хостинг», «контент-провайдер») обойтись уже не удастся. Цена вопроса только одного невнятного пассажа в вопросе разделения ответственности провайдера и пользователя при каких-то нарушениях оказывается слишком высокой для всего сообщества. И при этом нередко исчисляется во вполне конкретных миллионах рублей — как в пресловутом иске ВГТРК против «Вконтакте» за размещение пользователями сериалов.
Совсем запутали ситуацию новые скандальные инициативы: например, требования Никиты Михалкова отчислять с пользователей компьютеров 2% в пользу правообладателей (см. «Новую», № 106 от 24.09.2010 ). Неграмотно составленное (характерный перл из текста: «Оператор связи по оказанию услуг связи»), оно, как отметил представитель Mail.ru Максим Бобин, еще и фактически легализует обложение налогом доходов от продажи краденого.
В кулуарах RIW высказывалось мнение, что вся эта возня наконец надоела «на самом верху». И потому с 4-й части ГК (составленной под руководством нынешнего президента Медведева) снят гриф «священного писания» — началось, наконец составление законопроектов, призванных «разрулить» тупиковые ситуации. Основных инициатив две: одна, почти законченная, принадлежит Минкомсвязи, а вторая — группе под руководством известного юриста Михаила Федотова, автора Закона о СМИ, недавно назначенного на место Эллы Памфиловой в качестве председателя президентского Совета по правам человека.
Все эти новшества обсуждались в рамках RIW-2010 на круглом столе под председательством юриста Михаила Якушева, руководителя Комитета по законодательству Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) и председателя Совета координационного центра национального домена Сети интернет. Описывать детали этих законопроектов, их особенности и отличия от соответствующих западных было бы слишком долго (отметим только, что в некоторых отношениях наши даже более прогрессивны). В главных чертах оба проекта сходны: основная ответственность все-таки возлагается на лицо, допустившее нарушение, а не на владельца площадки, где это нарушение зафиксировано.
Если все насчет настроения «сверху» понято правильно, то через месяц-другой мы уже увидим результаты. Пока что на лицо явное изменение атмосферы, которую на аналогичных круглых столах пару лет назад создавали исключительно возмущенные выступления «обиженных» представителей интернет-индустрии, а теперь — присутствуют и представители правообладателей, и государственных органов, и Общественной палаты. И все они, что самое главное, нацелены на достижение компромисса.
Портит эту благостную картину только одно: указанный здесь круг вопросов, при всей их значимости, составляет лишь видимую часть айсберга проблем, относящихся к российскому интернету, а в подводной части тоже все не так благополучно. Как, например, быть с интернет-доступом, который в регионах медленно, но верно подбирает под себя государство, или то, что под этим понимается — «особо приближенные компании»? Один из участников круглого стола рассказал, что при обсуждении соответствующего законопроекта в Минкомсвязи весь круг вопросов по нормализации рынка доступа был просто вычеркнут из повестки дня. Так что рано расслабляться…
Юрий Ревич
собкор в Интернете

26.10.2010

 ..."(полный текст) 
 P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

"...Очевидно, что мы отстаем не только в инновационном развитии, но и в понимании сущности современной инновационной деятельности. Даже в случае успешного развития магистральных направлений технологического прорыва (энергоэффективность и энергосбережение, ядерные, космические, телекоммуникационные, медицинские, информационные технологии) эти модернизированные кластеры будут функционировать в системе неэффективных правовых, экономических и социальных институтов, в окружении отсталых отраслей национального хозяйства, да что там — в плену общественного разочарования государственной инновационной политикой."...

"... 


Ретроинноград




Мы даже не имеем представления о тех прорывных технологиях, которые кардинально изменят мир уже через 10 лет. В этом мире Россия окажется отсталой и обедневшей страной, потерявшей вектор развития, рынки сбыта и вчерашних партнеров


В последние годы стратегии, концепции, программы долгосрочного развития всего и вся вбрасываются в российское информационное пространство чаще, чем меняются времена года. Но вот парадокс — все эти бюрократические перлы с безымянным авторством впоследствии либо отправляются в корзину, либо ловко подменяются еще более многолетними и амбициозными планами. А между тем за рубежом все сценарии будущего уже как минимум лет сорок пишутся по результатам  форсайт-исследований, являющихся руководством к принятию решений.
О чем мы не знаем
Большинство западных ученых считают, что  форсайт (дословно «взгляд в будущее») — это способ «стратегического, предупреждающего мышления», не являющийся прогнозированием, а исследующий альтернативные варианты будущего. Отсюда и одно из определений  форсайта как метода выявления «возможностей и угроз, которые могут возникнуть в ближайшие годы и десятилетия». В мире  форсайт давно и безоговорочно признан мостом между исследованиями перспектив и разработкой политических, социально-экономических, технологических, корпоративных планов и стратегий.
В начале XXI века  форсайт стал особенно актуальным. Ускоряющиеся эволюционные процессы, увеличившиеся неопределенности и риски, возросшие геополитические, экономические, социальные, инновационно-технологические проблемы требуют не только быстрого реагирования со стороны финансового, производственного, научного потенциала, но и ускоренной адаптации всех национальных институтов к меняющимся внешним и внутренним условиям. Без реалистичной и одновременно содержащей альтернативы качественной (не количественной!) стратегии развития, составление которой и является одной из целей  форсайта, мы окажемся слепыми, но беспрестанно мяукающими котятами. Именно такое поведение характерно для сегодняшней России.
Но довольно теории, на практике  форсайт-исследования выглядят примерно так. Экспертные группы (панели), в которые входят несколько сотен представителей государства, науки, бизнеса и потребителей, путем проведения многоступенчатых опросов (так называемых дельфи-опросов), посредством дистанционного диалога и мозговых штурмов вырабатывают общее видение перспектив развития. Полученные результаты структурируются в сценариях (обычно от трех до шести), на основе которых представители органов власти или менеджмент компаний принимают решения. Обязательным условием  форсайта является наличие устойчивой обратной связи на всех этапах исследования.
Заглянуть в будущее всегда заманчиво, особенно в страновом аспекте. Используя результаты зарубежных  форсайт-исследований, покажем несколько угроз, поджидающих Россию в ближайшее десятилетие. Сразу скажем, что в нашей стране практика системных взглядов в будущее практически незаметна. Котята-то слепые.
Снижение экспорта российских углеводородов
Насколько упадет поток нефтедолларов, неизвестно, но уменьшение экспорта природного газа в Европу стало реальностью уже в этом году. Однако вместо мероприятий по повышению эффективности или ревизии непрофильных активов правительство решило предоставить «национальному достоянию» помощь в размере $800 млн, или почти 25 млрд рублей из дефицитного бюджета.
Начало производства экономически приемлемых автомобилей с гибридными двигателями (2012—2015 гг.), опытного (до 2015 г.) и массового (до 2020 г.) производства экономичных городских электромобилей. Не так давно Китай принял 10-летний план по превращению страны в мирового лидера по производству гибридных авто- и электромобилей. План, в частности, предусматривает перепрофилирование трех из пяти ведущих китайских автоконцернов в производителей электромобилей и гибридов, создание нескольких глобальных производств комплектующих, а также ежегодный выпуск к 2020 году не менее 3 млн электромобилей.
В затылок китайцам дышат японцы (Toyota, Nissan, Mitsubishi Motors) и американцы (General Motors). Уже сегодня существуют опытные образцы электромобилей, способных «бегать» без подзарядки до 400 км. Бензиновые и дизельные «движки» постепенно будут вытесняться электрическими, что приведет к снижению потребностей в бензине и дизеле (в США 63% всей потребляемой нефти сжигается в виде автомобильного топлива).
Производство компактных аккумуляторов с высокими энергетическими параметрами (до 2020 г.). Разработке аккумуляторов нового типа для городских электромобилей особое значение придается в США. Так, в рамках «Плана Обамы» на эти и другие цели в области энергосбережения выделено $32 млрд.
Экономически и экологически выгодная массовая добыча «нетрадиционных» энергоносителей: тяжелой и вязкой нефти, битуминозных песков, сланцевого газа (2010—2020 гг.). Значительные месторождения «нетрадиционных» углеводородов расположены в Канаде, США, Китае, Польше. Только на территории США ведутся работы на 23 сланцевых газовых полях. Суммарная капитализация «сланцевых» компаний составляет многие десятки миллиардов долларов (только американо-канадские EOG Resources и Encana Corp. суммарно оцениваются в $25 млрд). Уже в ближайшие годы Северная Америка перейдет на полное самообеспечение углеводородами. Следствием станет отказ от нефтегазовых поставок с Ближнего Востока и взрывной рост предложения этих товаров на сырьевых биржах.
Потеря части мирового рынка оружия и угроза военной безопасности страны
Лидерами в новой технологической гонке вооружений являются США (программа Future Combat Systems), а также страны ЕС и Китай. Нет, сегодня у нас, конечно же, есть некоторые военные образцы, которыми мы можем гордиться, но это сегодня. К примеру, Иран после отказа России поставлять ЗРС С-300 помимо материальных претензий на $1 млрд заявил о намерении приступить к производству собственного аналога, а в Индии полным ходом разворачивается пока еще лицензионное производство танков Т-90. О фактах разрыва контрактов на поставку оружия умолчим (наиболее известный прецедент — возврат 24 истребителей МиГ-29 СМТ и МиГ-29 УБТ, забракованных Алжиром).
Сможет ли российский ОПК симметрично отреагировать на новые вызовы? Послушаем президента Д. Медведева: «Ситуация довольно плохая, довольно тяжелая… По целому ряду направлений российский ОПК пока не способен отреагировать на увеличение заказов или увеличение финансирования адекватным ростом выпуска высокотехнологичной продукции».
Лазерное оружие (2012—2015 гг.). Использование нового вооружения приведет к вытеснению традиционных наземных средств ПВО и потребует внесения кардинальных изменений в технологии защиты боевой авиации и сухопутных сил.
Комплексная информатизация поля боя, переход к сетецентрическому управлению боевыми действиями (2015—2020 гг.). По словам генерала ВВС США Д. Джампера, «получить точные данные о ситуационной осведомленности — значит увидеть место преступления до его совершения». Американцы приравнивают разрабатываемые информационные технологии военного назначения к появлению огнестрельного оружия.
Производство боеприпасов с «распределенным интеллектом», а также автоматизированных систем управления (АСУ) военного назначения, за исключением блокировки принимаемых решений, не предполагающих задействование «человеческого фактора» (до 2020 г.). Самонаводящиеся снаряды с «распределенным интеллектом» смогут самостоятельно определять приоритетность целей, а АСУ военного назначения сведут к минимуму людские потери. Очень скоро зарубежные партнеры будут требовать от России схожих технологий, но главное — способов защиты от новых видов оружия.
Утрата ведущих позиций в сфере «мирного» атома
Срок, отведенный инновационной историей для применения технологий, разработанных еще в советское время, исчисляется не десятилетиями — годами. Скоро нас начнут вытеснять с рынка атомной энергетики, что обернется дополнительными бюджетными потерями.
Атомный реактор четвертого поколения с системой естественной безопасности; реактор на быстрых нейтронах (до 2020 г.). Запуск таких реакторов в серию будет означать переход на принципиально иной уровень в реакторостроении. Исследования и разработки ведутся во многих странах, но способна ли стать лидером Россия? Учитывая модернизационный приоритет ядерной энергетики, выскажемся корректно — надежда умирает последней.
Термоэмиссионный ядерный реактор малой мощности для автономных энергосистем
(2020 г.). Классический пример трансформации достижений фундаментальной науки в прикладную плоскость, а также из военной сферы в гражданскую. В России есть определенные разработки, правда, в основном доставшиеся в наследство от СССР. Если бы не развал советской науки, сегодня мы были бы бесспорными лидерами в этой сфере, и тот самый «секретный» самолет с ядерным двигателем уже вовсю бы рассекал небо, куражась над технологическими противниками. Нынче опытный образец пылится в ангаре, производственные цепочки разорваны — кажется, навсегда, а бесценные научные и производственные кадры либо состарились, либо трудятся на иностранцев.
Интеллектуальное и финансовое поражение в сфере нанотехнологий
Сегодня в планах ГК «Роснанотех» производство интегральных микросхем по технологии 65-90 нм (до 2015 г.) — остряки злословят, что в ремкомплект будут входить нанопаяльник и нанокувалда; серийное изготовление радиочастотных меток RFID (Radio Frequency Identification) — устройства для записи и чтения информации, контроля за перемещением товаров и людей (2015 г.); разработка технологий для доставки лекарственных препаратов непосредственно к органам-мишеням (срок не определен). Даже несмотря на то что не все проекты «Роснано» окажутся провальными, десятки миллиардов бюджетных средств будут потеряны. Докажем это, сравнив планы «Роснано» с аналогичными западными разработками.
Переход к наноэлектронике по технологии 10 нм (до 2015 г.). Если наше ОАО «Ситроникс» только осваивает производственную линейку 90 нм, то IBM уже в 2010 году начинает выпуск чипов на базе 28-нм технологии, а Intel в 2011 году намерен перейти к 22-нм норме. К слову, 28-нм микросхемы в сравнении с 45-нм чипами вдвое меньше по размерам, на 40% повышают производительность и на 20% уменьшают потребление электроэнергии. Мы отстаем на целое поколение! Только не надо смешить нас и китайцев россказнями о важности последовательного прохождения всех этапов электронной эволюции, проще банально купить те же 45-нм технологии и на этой основе двигаться вперед.
Производство радиочастотных меток RFID (2010—2012 гг.). В США технология RFID уже существует, и есть все основания утверждать, что американцы «не дотянут» до 2012 года, серийный выпуск этих меток начнется раньше.
Лекарства точечного воздействия (до 2020 г.). И снова в лидерах США («План Обамы» на профилактику заболеваний и разработку наиболее эффективных методов лечения предусматривает финансирование в размере $4,1 млрд). Это будет настоящий прорыв в фармацевтике и нанотехнологиях, поскольку такими лекарствами больных будут избавлять от многих ныне неизлечимых недугов. Нам за Америкой не угнаться, поскольку мы не располагаем ни научными заделами, ни прикладными технологиями.
Кардинальные социальные изменения
Революционная трансформация существующей системы образования (2015—2020 гг.), нарастание демографического кризиса и связанный с этим рост трудовой миграции (2016—2020 гг.), вступление во «взрослую» жизнь поколения, лишенного имперской ментальности и идеологического догматизма (2010—2020 гг.).
Расслоение образования на «креативное» и «компетентностное» (2015—2020 гг.). Не секрет, что наша система образования не отвечает возросшим потребностям общества. Более того, в России, в отличие от Запада, об этом предпочитают умалчивать, внося поверхностные изменения и не затрагивая основ образовательного процесса. Как видно, мы отстаем и здесь, хотя нобелевский лауреат по экономике 1979 года Т. Шульц на пальцах, точнее, на примере Латинской Америки доказал, что национальную конкурентоспособность определяет не вещественный, а человеческий капитал. Нынче все больше специалистов говорят о том, что образованное молодое поколение — это главный и чуть ли не единственный козырь России в мировой технологической гонке.
Проведение государственной миграционной политики (2010—2020 гг.). Проблемами трудовой миграции озадачены правительства всех развитых стран. В США, например, действует ряд программ по облегчению миграции талантливой молодежи из стран третьего мира. Однако даже в Америке понимают неизбежность грядущих социальных конфликтов, последствия которых трудно предсказуемы.
В России четко сформулированной миграционной политики просто нет, хотя руководители крупнейших предприятий кулуарно признаются — к 2015—2016 годам до трети занятых на их производствах будут составлять мигранты. И если первое поколение инородцев согласится на низкоквалифицированный труд, то уже второе наверняка громко заявит о своих претензиях.
Появление портативного голосового переводчика (до 2014 г.). Собственно говоря, такие приборчики уже есть: например, в начале 2000-х годов корпорация NEC разработала Voice-translator, синхронно переводящий с английского на японский и обратно. Пока камнем преткновения остается цена, но уже к 2014 году на рынке появятся устройства не дороже $100. Интернет с аналогичными программами также не отстанет. В результате языковые барьеры постепенно сотрутся, миграционные потоки увеличатся, а культура и образование станут более доступными.
Крыть-то нечем!
А что же Россия? Неужели у нас нет симметричных ответов на новые вызовы? Кое-какие варианты, конечно, есть (впрочем, о них и без нас доложат), но прежде не об этом.
Критической ошибкой российских государственных «инноваторов», в первую очередь думских разработчиков законопроектов о «Сколкове», является непонимание сути современной инновационной деятельности. Наши «слепые котята» всерьез считают, что «Сколково» будет работать только на российскую промышленность (составляющую всего лишь пятую часть экономики), а также на зарубежных заказчиков, и от этого каким-то чудесным способом мы все станем богатыми и счастливыми. В то же время сегодня главной проблемой инновационных систем становится не изобретение необходимых технологий, но поиск путей использования этих технологий в интересах общества. Наши законотворцы о нас, о потребителях инноваций, как всегда, забыли.
Теперь об отечественных разработках. Ключевой характеристикой российской инновационной деятельности является (за редким исключением) изобретение «революционных» технологий. В то же время и в развитых, и в развивающихся странах инновациями считаются продукты — новшества, внедренные в производство и нашедшие отклик у конечного потребителя.
Обратимся к некоторым результатам одного из немногих российских  форсайт-исследований, проведенных ГУ-ВШЭ. В энергетической отрасли наши инноваторы работают над технологиями математического моделирования реакторов, разработки виртуальных энергоблоков и тренажеров (срок — 2014 г.). В сфере информационно-телекоммуникационных систем — над технологией создания единых электронных идентификационных документов: электронных паспортов, социальных и медицинских карт (2015 г.). В системе медицинской профилактики — над технологией выявления особенностей структуры заболеваний населения страны (2015 г.). В области живых систем — над компьютерными технологиями для молекулярного дизайна био- и наноструктур (2017 г.). В направлении рационального природопользования — над комплексным мониторингом потребления воды и содержания в ней загрязняющих веществ (2017 г.).
Это не инновации, это инновационное очковтирательство. И еще один способ воровства бюджетных средств.
Специалисты «Вышки» всерьез считают, что российскими разработками мирового уровня следует считать выявление к 2020 году базовых механизмов работы головного мозга (за рубежом к 2018 году должно появиться устройство для загрузки информации в кору головного мозга); появление к 2022 году гиперзвукового самолета с возможностью однодневных деловых межконтинентальных полетов (за границей опытные образцы таких самолетов появятся уже к 2015 году); изобретение к 2018 году технологии получения нанокристалических материалов для использования в узлах трения машин и механизмов (вы будете смеяться, но такие технологии в России уже есть).
Мало того, что зарубежные  форсайт-исследования игнорируем, так еще не имеем достаточной информации о собственных наработках.
Форсайт-вывод для России
Очевидно, что мы отстаем не только в инновационном развитии, но и в понимании сущности современной инновационной деятельности. Даже в случае успешного развития магистральных направлений технологического прорыва (энергоэффективность и энергосбережение, ядерные, космические, телекоммуникационные, медицинские, информационные технологии) эти модернизированные кластеры будут функционировать в системе неэффективных правовых, экономических и социальных институтов, в окружении отсталых отраслей национального хозяйства, да что там — в плену общественного разочарования государственной инновационной политикой.
Время, отведенное технологической эволюцией для проведения модернизационных преобразований в России, ограничивается 2020—2025 годами. В случае неудачи уже через десять — пятнадцать лет мы окажемся перед угрозой утраты не только национальной конкурентоспособности, но и в перспективе — территориальной целостности страны.
Никита Кричевский
20.10.2010

 ..."(полный текст) 
 P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

"...Отношение к выборам, сложившееся в последние десять лет, у российских граждан весьма прохладное. Поскольку люди понимают, что выборы — это вовсе не возможность их реального участия в политическом процессе, в представлении собственных интересов, а всего лишь государственный ритуал одобрения тех, у кого власть уже в руках, то есть некий церемониал. Если взять последние думские выборы 2007 года, то 57% опрошенных утверждали тогда, что это всего лишь инсценировка, имитация народного волеизъявления, а на самом деле исход выборов уже предрешен, и речь идет об организации поддержки партии власти. Жесткий прессинг избирателей, использование административного ресурса, произвол при регистрации партий и кандидатов, разного рода технологии, которые отсекают оппонентов власти от участия в выборах, — все это имеет двойной результат. С одной стороны, на выборы приходят те, кто по разным причинам готов или согласен демонстрировать свою поддержку нынешнему режиму."...

"...


Государство оказывает избирателям ритуальные услуги

перейти к обсуждению ... 


Руководитель Левада-центра Лев Гудков считает, что для большинства населения России выборы превратились в пустую формальность с заранее известным результатом



— По поводу нового политического сезона 2011—2012 годов, связанного с парламентскими и президентскими выборами, в обществе существуют разные ощущения. У многих политиков, представителей некоторых общественных организаций и части населения есть какие-то ожидания и даже надежды. Большинство же от предстоящих выборов не ждет ничего. Складывается впечатление параллельного существования как бы двух реальностей: с одной стороны, нагнетание искусственного интереса к выборам, а с другой — обычная жизнь граждан как что-то отдельное от этого процесса. Так ли это?
— Это близко к истине. И едва ли что-то может измениться. Все силы, которые должны были политически высказаться, уже выступили и обозначились. Отношение к выборам, сложившееся в последние десять лет, у российских граждан весьма прохладное. Поскольку люди понимают, что выборы — это вовсе не возможность их реального участия в политическом процессе, в представлении собственных интересов, а всего лишь государственный ритуал одобрения тех, у кого власть уже в руках, то есть некий церемониал. Если взять последние думские выборы 2007 года, то 57% опрошенных утверждали тогда, что это всего лишь инсценировка, имитация народного волеизъявления, а на самом деле исход выборов уже предрешен, и речь идет об организации поддержки партии власти. Жесткий прессинг избирателей, использование административного ресурса, произвол при регистрации партий и кандидатов, разного рода технологии, которые отсекают оппонентов власти от участия в выборах, — все это имеет двойной результат. С одной стороны, на выборы приходят те, кто по разным причинам готов или согласен демонстрировать свою поддержку нынешнему режиму. Кстати, по последним опросам, среди тех, кто решил идти на выборы 2011 года, голосовать за «Единую Россию» готовы 41%. При низкой явке (а участвовать намерены менее 50%) это означает, что она получит под 60% голосов или более. Чем ниже явка, тем выше процент голосов за партию власти. За коммунистов намерены голосовать около 10—11%, за ЛДПР приблизительно 7—8%, и на грани прохождения, то есть пока менее 7%, «Справедливая Россия». А большая часть респондентов либо не определились, либо не предполагают идти на выборы. И вот эта половина опрошенных особо важна для понимания отношения к выборам. Это массив людей, не заинтересованных в политике.
— В нормальной политической системе таких неопределившихся называют «болотом». Но в нашей ситуации в их состав могут входить как не интересующиеся политикой, так и те, кто вполне политизирован, но сознательно не хочет принимать участие в таких выборах.
— Это именно так. Ясно, что на выборы не пойдут те, кто при других обстоятельствах проголосовал бы за условно «демократов», но не видят ни партий, ни программ, которым они могли бы отдать свои голоса, а лишь одно жесткое административное противодействие тем, кто на этом поле еще остался. В целом, несмотря на все усилия власти обеспечить электоральную мобилизацию, уровень участия граждан в выборах постоянно, хоть и понемногу, но снижается. С отменой прежнего закона о необходимости 50-процентной явки это работает исключительно на партию власти, которая способна отмобилизовать и своих сторонников, и тех, кто по каким-то причинам готов за нее проголосовать. Плюс — фальсификации, вбросы, искажения, которые могут еще немного изменить итоги голосования.
— А можно ли хотя бы приблизительно оценить долю разного рода фальсификаций и манипуляций в итоговых результатах «оглушительных побед» «Единой России»? Каков вес «фальсификационного ресурса»?
— До 2003 года мы оценивали его примерно в 5%. Причем он тогда не был «направленным». Скажем, в тех регионах, где ситуацию контролировали коммунисты, приписки шли в пользу коммунистов, там, где доминировала «Наш дом — Россия», — в их пользу и т. д. То есть средства фальсификации не были монополизированы. Сейчас этот ресурс, во-первых, выше и сильно различается по регионам. А во-вторых — он стал направленным. Одно дело 5% с разнонаправленными векторами — совсем другое, когда этот процент выше да еще идет в копилку одной партии. Например, в Москве на выборах прошлого октября, по нашим опросам и исследованиям, было вброшено порядка 420 тысяч бюллетеней.  Объем фальсификаций составил примерно 12% от числа голосовавших. Причем использование административного ресурса работает на результат одной партии. Люди это понимают: одни принимают это с покорной безнадежностью, другие как естественную вещь, как «организованный консенсус», как нечто нормальное для режимов нашего типа. А третьи — по принципу: «да пропадите вы пропадом!», «я в ваших играх участвовать не буду и на выборы не пойду».
Почему сложилась такая ситуация? Почему партии не являются у нас механизмом артикуляции интересов населения? Если брать генезис наших партий, то почти все они возникли из распада номенклатуры. Их основная установка — борьба между собой за доступ к власти, а не за интересы населения. В своем формировании они шли не снизу, как в Западной Европе, не от массовых общественных движений, а создавались сверху — или лидерами, или в самом Кремле. И главное для них — это деятельность в качестве мобилизационной машины накануне выборов, а не постоянное выражение и отстаивание интересов каких-то групп населения. Так, в одном из наших опросов 61% респондентов заявили, что «партии борются лишь за свои интересы, а мнение людей при этом игнорируется — и результат борьбы не приносит народу пользы». К сожалению, это касается и нашей оппозиции. У нее была бы массовая поддержка, если бы она убедила население, что способна представлять и защищать его интересы, в этом случае никакой административный прессинг и фальсификации не смогли бы устранить эти партии с политической арены. Вот почему в массе населения существует индифферентно-равнодушное отношение и к самим партиям, и соответственно к выборам, в которых они соперничают.
— Можно ли сказать, что население не считает так называемую думскую оппозицию оппозицией?
— Большая часть россиян именно так и считает, хотя многие пожилые люди верят, что КПРФ, например, защищает их интересы. Что касается «внесистемной» оппозиции, то те, кто готов идти на выборы, всерьез ее не воспринимают, полагая, что у этих деятелей нет ни сил, ни ресурсов для проведения собственной политики, а раз так, то большинство людей если голосуют, то предпочитают голосовать за силу. То есть за власть, за партию начальства, которая может хоть что-то дать.
— У нас вообще нет устойчивой традиции партийной жизни. Да к тому же после периода некоего «партийного бума» в 90-е партийная жизнь опять скукожилась. Понятно, что к думским выборам по партийным спискам особого интереса быть не может. Но ведь главных начальников у нас традиционно чтут больше. Есть ли отличие в отношении масс к выборам президента по сравнению с выборами парламентскими?
— Конечно, есть. У нас три типа выборов. Местные, думские и президентские. Самые главные — выборы первых лиц. Парламентские — это проекция президентских, это создание машины, обеспечивающей законодательную поддержку президента и премьера. Заяви сейчас Путин, что он перестает быть лидером «Единой России», и она рассыплется. Потому что вся политическая культура указывает на сохранение патерналистского сознания. Нынешняя политическая клака заворожена высокими рейтингами первых лиц и полагает, что за ними — единодушный восторг населения. Это не совсем так. Первое лицо воспринимается как символ и защитник «целого», в него верят, поскольку ждут, что он не допустит ухудшения хотя бы нынешнего положения. Рейтинг первого лица — это оборотная сторона коллективного фатализма, равнодушия и социальной инфантильности, или, иначе говоря, привычной покорности. Популярность первого лица основывается на двух вещах: на надежде (или иллюзиях), что оно в состоянии навести порядок в стране, и на понимании его безальтернативности, искусственно созданной. Когда мы спрашиваем, например, о Путине: «Почему вы за него голосуете?» или «Чем вам нравится этот персонаж?» — то «восхищение» Путин вызывает лишь у 4—5%. Отношение к нему еще 30% с небольшим можно назвать «симпатией». Но у гораздо большего числа людей — около 40—49% — он не вызывает никаких эмоций, такие люди говорят, что не могут сказать о нем ничего плохого, но за кого, мол, еще голосовать? Однако и антипатию или другие сильные негативные чувства — благодаря пропаганде или привычному преклонению перед властью — проявляют очень немногие: в среднем от 4 до 6%.
— Но сейчас-то на президентском горизонте две фигуры — Путин и Медведев. И хотя они неоднократно говорили, что не будут соперничать на предстоящих выборах, тем не менее формируется некая иллюзия их соперничества, конкуренции за президентское кресло. Это не разбивает ту схему безальтернативности, которая была ранее?
— Не очень, потому что, несмотря на наличие двух «первых лиц», в представлении населения первую скрипку играет именно Путин. А Медведев воспринимается как зависимая от него фигура, лишь реализующая намеченную им политику. Это показывают наши опросы. По данным недавнего, сентябрьского, 52% считают, что власть принадлежит им обоим, но в то же время большая часть из них (от 64% в январе этого года до 51% в сентябре) считают, что Дмитрий Медведев действует под контролем Путина, а не наоборот. Соответственно в ситуации их совместного выхода на выборы, пусть гипотетической, большая часть готова поддержать Путина. На сегодня 47% готовы проголосовать за Путина и лишь 27% — за Медведева.
При этом определенная часть населения действительно связывает с Медведевым свои ожидания — в основном модернизационные. Медведев больше нравится молодым и образованным. Путин больше импонирует пожилой и менее образованной аудитории. Оба вызывают гораздо большую поддержку у женщин, чем у мужчин. В последнее время очень заметно растет одобрение Путина и среди молодежи, особенно провинциальной, которая легко покупается на мачизм нынешнего премьера. Сильнее всего поддержка риторике Медведева, за которой видится надежда на выход России из тупика «эпохи стабильности», наблюдается в Москве и Питере. Вообще отношение к ним обоим — скорее как к персонажам символического театра. В отличие от западных политиков, у которых существует реальная ответственность и которых избиратели судят по их делам, — у наших граждан не возникает даже мысли о том, что власть должна фактически, не на словах, а на деле, отчитываться перед населением, рискуя своим положением, свободой и благополучием. Нет механизмов, благодаря которым граждане предъявляют счет за сделанное и несделанное. Отношение к нашим лидерам не практическое, не прагматическое.
— А какое же? Как к героям мифов?
— В большой степени да. Они — своего рода заместители «отцов нации», иногда — спасителей, иногда «защитников» — от кризиса, от внешнего врага. Ведь они воплощают ценности «всего целого» и являются его символическими представителями. Но в любом случае они не политики в западном или демократическом смысле слова.
— Но они символизируют хотя бы немного разные ценности?
— Да, они акцентируют несколько разные ценности, но сути это не меняет. Хотел бы продолжить тему ответственности. Существуют механизмы, которые разгружают их от ответственности. Например, по модели «добрый царь — худые бояре». С Путина постоянно снимается ответственность за его прежние действия (или бездействие) и переносится на ниже расположенных персонажей. В принципе люди понимают, что он не добился успеха в улучшении экономической ситуации, в борьбе с коррупцией, с преступностью, не смог обеспечить мир на Северном Кавказе. Возможно, они считают, что «он хотел, но не дали», хорошо известная из истории схема переноса ответственности. Но в любом случае он — «хозяин».
— А о Медведеве думают так же?
— О Медведеве думают как о несамостоятельной фигуре. Он, может быть, и «хочет», но у него нет сил, нет своих людей, своего штаба, и вообще, кроме хороших и правильных слов, он никак не обозначил курс своей политики.
— В демократических странах выборы — это шанс на перемены в политике. И им обычно предшествует общественное ожидание таких перемен. По вашим исследованиям, есть ли что-то подобное сегодня в российском обществе? Есть ли потенциал перемен?
— Сегодня его нет. Основная часть населения перемен не ждет, боится их. Поскольку перемены связаны с нестабильностью, неопределенностью и с угрозой ухудшения жизни. Это, в частности, происходит и потому, что наши первые лица не выступают с определенными, просчитанными программами (нельзя же принимать в самом деле «декларации» за программу действий, подлежащую исполнению), они никогда не участвовали в публичных дебатах, ограничиваясь обещаниями типа «верьте в нас, хуже не будет». Хотя общество, конечно, неоднородно. По нашим исследованиям, примерно 20% — это противники и критики существующего режима. Но и они неоднородны. Около половины из них поддерживают коммунистов — это консервативные критики, принадлежащие к наименее социально защищенным слоям. А другая половина — это, наоборот, развитая, продвинутая публика, понимающая опасность продолжения нынешнего курса и не видящая в перспективе ничего, кроме неизбежной деградации страны. Мы живем в стране с двумя противоположными, но разными по силе тенденциями. Одна — это медленное улучшение жизни. Другая, но менее очевидная, характерна для развитых секторов: для науки, высоких технологий, права, культуры, для тех, где главное — это человеческий капитал. И здесь идут, очень может быть, что и необратимые, процессы дегенерации. Люди, которые в этом заняты, крайне обеспокоены таким развитием событий, но никакого своего выхода в политическую сферу, возможностей влияния на структуры, принимающие решения, не видят. Кроме как бурчать в своей среде или на семинарах и конференциях. Это приводит к сгущению атмосферы апатии и деморализации, к потере чувства перспективы, причем у наиболее развитой и активной части общества.
— Какова будет социальная обстановка в стране в 2011—2012 годах? На каком фоне будут проходить выборы?
— Ничего особенного не произойдет. Будет все примерно то же, что и сейчас, в логике «и т. д.». Общество в целом перемен не ждет. А власти они не нужны, и они будут делать все для консервации нынешнего положения вещей.
— Вообще существует ли в сознании граждан России такое понятие, как «сюжет 11/12»?
— Да нет, для большинства россиян это не проблема. Люди отчуждены от политики, 85% говорят, что ни на каком уровне не могут повлиять на то, что происходит в стране. Откуда же возьмется интерес? Главное, чтобы не было хуже.
Беседовал
Андрей Липский

20.10.2010

 ..."(полный текст) 
 P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

"..."Я уверен, что вы и дальше будете работать столь же слаженно, демонстрировать высокое качество строительных и строительно-монтажных работ. Результаты будут сказываться на жизнедеятельности республики и в целом на потенциале нашего государства", - сказал Дмитрий Медведев."...

"... 


Хроника визита в Татарстан Дмитрия Медведева: Президент РФ "порулил" на КАМАЗе и запустил ТАНЕКО

Раздел: Политика    Автор: Время и Деньги
27 октября 2010 г.


Вчера в ходе своего визита в Татарстан президент России Дмитрий Медведев дал старт работе первой очереди первого пускового комплекса ОАО "ТАНЕКО", провел в Набережных Челнах заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России и успел прокатиться на КАМАЗе.
В Нижнекамске – дан старт ТАНЕКО
Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске - ОАО "ТАНЕКО" стал первым пунктом программы пребывания главы Российской Федерации Дмитрия Медведева в Татарстане.
Утром борт с президентом России приземлился в аэропорту "Бегишево", где Дмитрия Медведева встречал президент Татарстана Рустам Минниханов.
Дмитрий Медведев в сопровождении Рустама Минниханова, заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Сечина, первого заместителя председателя Госдумы РФ Олега Морозова, руководителей ряда федеральных органов, генерального директора ОАО "Татнефть" Шафагата Тахаутдинова посетил центральную операторскую проекта ОАО "ТАНЕКО".
При помощи сенсорного экрана он дистанционно дал старт работе первой очереди первого пускового комплекса проекта ОАО "ТАНЕКО" (в пуско-наладочном режиме). Президент России поздравил всех с началом работ в пуско-наладочном режиме, отмечает пресс-служба президента РТ. Он отметил, что это очень важная часть технологического цикла. "Я уверен, что вы и дальше будете работать столь же слаженно, демонстрировать высокое качество строительных и строительно-монтажных работ. Результаты будут сказываться на жизнедеятельности республики и в целом на потенциале нашего государства", - сказал Дмитрий Медведев.
Напомним: проект Комплекса состоит из трех заводов - нефтеперерабатывающий, завод глубокой переработки и нефтехимический завод. Главным инвестором и координатором реализации проекта является ОАО "Татнефть", заказчиком - ОАО "ТАНЕКО". Первая очередь "ТАНЕКО", включающая технологические установки (установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-7, блок стабилизации нафты, висбрекинг гудрона, производство серы) рассчитана на переработку 7 млн. тонн высокосернистой нефти в год. На ее создание ОАО "Татнефть" направило 170 млрд. рублей, напоминает "Татар-информ". Финансирование проекта велось также из Инвестиционного фонда РФ в объеме 16,5 млрд. рублей. Эти средства пошли на создание внешней инфраструктуры: нефтепровода, продуктопровода и железной дороги с двумя станциями.
Первый завод будет выпускать прямогонную нафту (сырье для нефтехимии), углеводородный газ, вакуумный газойль для дальнейшей переработки, печное топливо, топочный мазут, керосиновую и дизельную фракции, гранулированную серу, гудрон. Сейчас прорабатывается вопрос о втором НПЗ "ТАНЕКО" такой же мощности.
Одновременно ведутся работы по созданию установки гидрокрекинга, которая позволит увеличить глубину переработки нефти. Планируется запустить ее к началу 2013 года и производить около 1,5 млн. тонн дизельного топлива стандарта Евро-5 и 450 тыс. тонн авиакеросина.
В целом, проект Комплекса предполагает поэтапное строительство связанных между собой объектов: НПЗ первоначально на 7, а затем на 14 млн. тонн сырья в год, завода глубокой переработки нефти и нефтехимического завода. Предусмотрена глубина переработки сырья на уровне 97% (средний показатель по отрасли РФ - 72%). Здесь предусмотрен выпуск 18 видов продукции высокого передела нефти, отвечающих требованиям стандартов Евро-5.
С первых дней строительства комплекса "Татнефть" одновременно решала и социальные вопросы. Построены 16 домов общей площадью 135 тыс. квадратных метров, детский сад, санаторий-профилакторий.
В Автограде - учет и контроль
Во второй половине дня Дмитрий Медведев провел в Набережных Челнах заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, где рассматривались вопросы реализации региональных программ по повышению энергоэффективности.
Республика Татарстан не случайно выбрана местом проведения заседания Комиссии - здесь многое сделано в области повышения энергоэффективности, заявил Дмитрий Медведев, открывая мероприятие. По его словам, внедрение энергосберегающих технологий позволит повысить конкурентоспособность наших товаров и услуг, создать новые отрасли, улучшит экологическую ситуацию и качество жизни людей в целом.
Дмитрий Медведев привел в пример внедрение энергосберегающих технологий в сфере жилищно-коммунальных услуг в Набережных Челнах. Он сообщил, что перед началом заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России вместе с президентом Татарстана они посетили в Автограде многоквартирный жилой дом, где установлены автоматизированные системы учета и регулирования тепла, позволяющие реально снизить потребление тепла. Конечно, все эти технологии необходимо было внедрять раньше, сказал Дмитрий Медведев, в Татарстане энергоресурсосбережением занимаются уже десять лет.
И, прежде всего, это должно привести к существенной экономии для населения платежей за жилищно-коммунальные услуги, считает Президент России. По его словам, сегодня население в основном обращает внимание на рост цен в этом секторе. Особенно здесь раздражает непрозрачность расходов, отметил он.
Сейчас качество жилищно-коммунальных услуг должно находиться под контролем региональных властей, заявил Дмитрий Медведев.
Президент России напомнил, что год назад был принят Закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Документ определил приоритеты в этой сфере, но сегодня он требует уточнений, считает Дмитрий Медведев. Так, в законе определены сроки установки приборов учета, но у нас нет четких требований к этим приборам.
Дмитрий Медведев сообщил, что в Набережных Челнах ему продемонстрировали работу приборов учета, произведенных в Татарстане. Выглядят эти приборы учета вполне современно, сказал он, и то, что они произведены здесь, - большой плюс.
В целом, продолжил президент России, в стране медленно идет процесс энергетического обследования бюджетного сектора. Между тем, уточнил он, аудит в этой сфере должен быть грамотным, профессиональным и проведен как можно быстрее.
Полигон для всей страны
В каждом регионе должна быть разработана и принята программа энергоэффективности, заявил Дмитрий Медведев. На сегодня такие программы разработаны уже в 54 регионах, находятся в стадии утверждения - в 25 регионах и в стадии разработки - в четырех регионах. Он предложил руководителям регионов приложить усилия в этом направлении, так как даже качество документов оставляет желать лучшего. На софинансирование региональных программ энергосбережения в ближайшие три года федеральный бюджет выделит 17 млрд. рублей, сообщил Дмитрий Медведев.
В целом, ожидается, что реализация программы энергоэффективности к 2020 году позволит снизить энергоемкость валового национального продукта России на 13,5%.
Президент Татарстана поблагодарил Дмитрия Медведева за проведение заседания в республике. "Мы в 2000 году приняли первую, а в 2005-м - вторую программу энергосбережения, - сообщил Рустам Минниханов. - В целом для экономики это дает очень серьезный результат. Две программы - это практически 40-процентная экономия энергоресурсов".
Рустам Минниханов отметил большую важность программы капитального ремонта для реализации мер по энергоресурсосбережению. "Чтобы снизить энергоресурсопотребление, нужны системные вещи - поменять трубы, поставить приборы учета, системы автоматики. И на самом деле мы отремонтировали 5600 домов, более миллиона человек почувствовали это на себе. Каждый узел учета, регулирующий температуру, дает до 30% экономии средств, - заявил Рустам Минниханов. - Набережные Челны полностью завершили эту работу. По республике мы планируем завершить установку узлов учета в следующем году".
Президент РТ обратил внимание также на такие меры по повышению энергоэффективности, как установка двухконтурных котлов, переход не только крупной, но и средней энергетики на когенерацию - производство одновременно тепла и электричества. "Даже замена обычных ламп накаливания на светодиоды дает в 15 раз меньшее энергопотребление. Все это системно заложено в наших программах, и мы это реализуем", - сообщил он.
"Хорошо, что вы уделяете внедрению новых технологий пристальное внимание. Это полигон для всей нашей страны", - подчеркнул в заключение встречи Дмитрий Медведев.
Медведев оценил новую кабину КАМАЗА
Также в в Набережных Челнах Дмитрий Медведев опробовал грузовик "КАМАЗ", на котором команда "КАМАЗ-мастер" выступит на следующем ралли "Дакар" в январе 2011 г, и сам доехал на нем до аэропорта примерно 30 км. В роли штурмана у главы государства выступил пилот экипажа, рекордсмен по количеству побед на этапах марафонского ралли-рейда Владимир Чагин.
Как пояснил генеральный директор "КАМАЗа" Сергей Когогин, этот автомобиль - один из нескольких, изготовленных для команды "КАМАЗ-мастер", которая готовится отправиться через два месяца в Аргентину на ралли "Дакар". Эта модель КАМАЗа носит номер 4326.
Заняв место за рулем, Медведев несколько минут осматривал кабину, изучая расположение приборов, сообщает АЭИ "ПРАЙМ ТАСС". Перед тем, как тронуться с места, он пристегнулся специальными ремнями - они делаются для спортивных автокресел с фиксацией в пяти точках и спасают от травм позвоночника при прыжках автомобиля на трассе.
На заводе "КАМАЗ" глава государства ознакомился с современным модельным рядом, поднимался в кабины нескольких грузовиков. "Внутри довольно комфортно", - заметил президент, посидев за рулем "КАМАЗ-5460". Когогин пояснил, что сейчас предприятие выпускает все автомобили новых моделей, но пока со старыми кабинами. "Проблема в том, что новая кабина довольно дорогая, порядка 10 тыс долларов, что существенно для покупателей", - сказал гендиректор. Чтобы улучшить условия труда водителей, по его словам, предприятие старается обновлять старые кабины, например, заменить коробку переключения передач на автоматическую. "К сожалению, наши водители ездить не умеют, у них сразу увеличивается расход топлива, будем ставить компьютеры, которые не позволят ездить неправильно", - объяснил Когогин.
"У нас разработана и новая кабина, после того, как в Нижнем Новгороде нас Владимир Владимирович потряс, нам пришлось ее рассекретить", - признался директор автозаводагиганта. Напомним, в сентябре на региональной конференции "Единой России" Путин раскритиковал руководство завода за некомфортные для водителей кабины "КАМАЗов", где нельзя встать в полный рост, и недостаточно большие спальные места. Высказывая эти замечания, премьер сослался на мнение дальнобойщиков, с которыми встречался на трассе Чита-Хабаровск.
Когогин продемонстрировал Медведеву "КАМАЗ-4308" с новой кабиной. "Новые кабины сделаны на весь мобильный ряд, они успешно прошли краш-тесты, со следующего года на полноценные испытания направятся прототипы кабин", - сообщил гендиректор. Он заверил, что в такой кабине можно встать в полный рост, и она имеет два полноценных спальных места.
Руководитель "КАМАЗа" продемонстрировал главе государства практически все модели, выпускаемые предприятием - самосвалы, грузовики и даже танковоз. При этом Когогин вновь посетовал, что уровень подготовки военных водителей очень низкий и из-за их неправильных действий приходится проводить внеплановые ремонты.
Рассказывая о "КАМАЗ-65222", предназначенном специально для суровый северных условий, Когогин посетовал, что предприятие испытывает проблемы с поставками резины из Белоруссии. "Надо свои шины выпускать", - посоветовал президент. Сергей Когогин сообщил, что сейчас предприятие ведет переговоры с французским Miсhelin. Президент обещал руководителю "КАМАЗа" "подтолкнуть" местных руководителей к более широкому использованию грузовиков на газовом топливе. "Сам автомобиль чуть дороже, но топливо в 2-3 раза дешевле", - сказал Когогин.
Фото пресс-службы президента РФ

Источник информации:

 ..."(полный текст) P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

Популярные сообщения

Общее·количество·просмотров·страницы