воскресенье, 14 марта 2010 г.

"...Очень важно заметить, что идея демократии отнюдь не тождественна «реальной политике» — прямо наоборот. Я бы сказал: «торжество реальной политики — сон демократического разума». Сейчас модно хвалить деидеологизацию политики. Думаю, это явное недоразумение. Ну, во-первых, «деидеологизация» — тоже некая идеология. Другое дело, что цивилизованная власть в цивилизованном мире обязана охранять Свободу и Справедливость, то есть Право. "...

"...

 

 

Гражданская ответственность интеллектуалов

Сергей Адамович Ковалев написал этот текст к собственному 80-летию, которое отметил конференцией «Страна в мире». В тексте легко узнаются мотивы статьи, опубликованной в «Новой» («За идеал ответишь?» №75 от 15 июля 2009) и собравшей около двух тысяч откликов на нашем сайте (количество просмотров — около 20 тысяч).
«Страна в мире» я понимаю буквально. Это не только Россия, и, может быть, в первую очередь не Россия. Я хотел бы думать о неких странах, которых пока нет, и о некоем объединяющем их Мире, который тоже еще не существует.
Применительно к этим странам и к этому миру центральным для нашей конференции мне представляется вопрос о совместимости Политики и Права, точнее, об условиях этой совместимости, еще точнее — о господстве и подчинении в рамках этой неразрывной пары.
Каковы реальные отношения этих двух? Устраивает ли эта реальность нас, ее невольных обитателей? Нуждается ли она в переменах и можно ли ее изменить? Готовы ли мы, проживающие все равно где на земном шаре, к таким попыткам? И к чему они могли бы привести? Как формируются цели огромных людских коллективов и возможно ли вмешательство в это целеполагание? И, наконец, применима ли к этой небезобидной совокупности вопросов блестящая формула Майкла Фарадея — «Нет ничего практичнее хорошо сделанной теории»?
Помилуй бог, я вовсе не пытаюсь предложить даже смутные очертания модели, которая была бы адекватна и умела бы что-то предсказывать. Я просто попробую показать несомненную, по-моему, и отчетливо нарастающую опасность нынешней глобальной политической конструкции; принципиальную неспособность существующих международных механизмов преодолеть эти угрозы; следовательно, острую необходимость искать альтернативную мировую политическую парадигму. Такое понимание было достигнуто более полувека тому назад и породило требование «нового политического мышления», выдвинутое целым рядом выдающихся фигур XX века — Бором, Эйнштейном, Расселом, позднее Горбачевым и Сахаровым. И еще многими другими. Понятие «новое политическое мышление», однако, не было развито, формализовано, ясно определено, оно заметно разнилось в понимании разных своих «родителей». Оно было страстно подхвачено поначалу, потом затрепано, выхолощено, превращено в штамп, постепенно почти забыто.
Уверен, что сейчас все еще не поздно вернуться к началу. Должен сказать, что, в отличие от большинства своих знаменитых единомышленников, А. Сахаров видел проблему в самом широком ее аспекте, несводимой только к отдельным вызовам современности, пусть даже самым острым. Он видел принципиальную неспособность устоявшейся мировой политической модели справиться со всей совокупностью этих грозных вызовов.
Характер отношений Права и Политики, учрежденный в СССР, самом стабильном, мощном и старом из тоталитарных государств недавней эпохи, порядок, послушно воспринятый как непреложная аксиома и навязанный всей Восточной Европе, — непросто преодолевается в сознании граждан. Хотя порядок этот, по сути дела, всего лишь политический произвол, огражденный служивым правом.
Мне кажется полезным, даже нужным, рассматривая проблему обратиться к истории протестных движений в СССР и Восточной Европе, начиная с 60—80-х годов прошлого века.
Независимая гражданская активность в СССР того времени ни в малейшей мере не воспринималась нами как политическая оппозиция, да и не была ею в общепринятом смысле этого слова. Наша активность была бесстрашной, открытой, наивной, непримиримой к тогдашнему официозу, но отнюдь не заявляла собственных политических целей и не была массовой. Нас называли инакомыслящими, диссидентами, позднее правозащитниками, но никогда — политиками. Впрочем, следователи и прокуроры настойчиво убеждали нас признать, будто мы имели сугубо политическую цель при помощи клеветы ослабить государственную власть, вызвать внутреннюю неустойчивость и международные осложнения. Однако постановив приговор, вам говорили: «Какой вы политический заключенный? Вы уголовник». Власть, диктовавшая приговоры, смотрела на нас со страхом и злобой, и это можно понять. Уж они-то, лгавшие каждым словом, хорошо знали, сколько весит правда, произнесенная вслух.
Разумеется, каждый из нас и без Рейгана отлично понимал, что мы живем в Империи Зла, тогда как достойным людям надлежит жить в ином государстве. Мы уверенно отвергали революционное насилие, но не сомневались, что КПСС никогда не станет иной и не уйдет в отставку.
Судите, насколько пригодны были условия для мирной, но непримиримой, заявленной, практически осуществляемой оппозиции в стране, в которой еще вчера просто факт несогласия с властью стоил жизни.
Впрочем, среди нас были тогда и очень немногие приверженцы политики — разумеется, традиционной политики, как она есть.
Большинство же, распространяя «Самиздат», протестуя против репрессий, безропотно отправляясь в тюрьму, учреждая подпольную независимую периодику (знаменитая «Хроника»), нимало не рассчитывало успеть увидеть политические сдвиги. Помню, как Б.И. Цукерман, один из самых высоких авторитетов той волны, на реплику о том, что Византия 300 лет заживо гнила, прежде чем рухнуть, задумчиво ответил: «Что ж, 300 лет меня вполне устраивает».
Наша «аполитичность» и была коренным советским отличием от идеологии и стратегии наших европейских братьев, стратегии великих бескровных революций.
Здесь следует важное для моей логики суждение. И я начну его с резкой сегодняшней переоценки этой тогдашней пресловутой «аполитичности». Сейчас я понимаю: подобно мольеровскому персонажу мы не подозревали, что говорим прозой — то есть занимаемся как раз политикой; что наши упреки, адресованные власти, и требования к ней это и есть сугубо политическая гражданская активность.
Мы отлично понимали, что эти требования принципиально невыполнимы для нашей власти, природа которой категорически несовместима с ними. Наши пожелания могла бы выполнить только другая власть, для которой они были бы столь же естественны, как для нас. Разумеется, мы желали своей родине иной государственности. Да ведь и заявляли же публично, как именно действовала бы иная, подлинно демократическая власть в ином, правовом и цивилизованном государстве. Ну, почему же все это не политические предпочтения, не политически мотивированная активность? Откуда вообще наша тогдашняя наивная, вполне искренняя уверенность в собственной аполитичности?
Дело в том, полагаю я, что наши суждения опирались на общепринятое, так сказать, «каноническое», представление о традиционной реальной политике, как о вековой данности. Политика — «искусство возможного». Ее условия и ее инструменты — «соотношение сил», «баланс интересов» и т.п. Такова природа политики, изменить ее нельзя, но в демократических государствах можно слегка корректировать, заставив считаться с общественным мнением. Это и происходит на цивилизованном Западе (что в некотором приближении верно, но об этом ниже).
Соответственно, политика для нас логически сводилась в то время исключительно к политической практике — к созданию партий, непременной борьбе за власть, к организационным усилиям, обязательным агитации и пропаганде и к прочим шагам, в условиях СССР заведомо конспиративным. Но мы не хотели подполья. Мы знали — у нас это кровь, и значит, бунт, «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». И не оставалось другого выбора, кроме открытости и публичности, потому что молчать было стыдно.
Однако раз мы не занимаемся политикой, то чем же? Тогда уж Правом, самонадеянно решили весьма многие, почти все. Так на отечественной почве укоренилось совершенно до того неизвестное слово «правозащитник». И правда углубленный интерес, чтение, «мастер-классы» признанных знатоков делали свое дело. Но обостренное чувство справедливости и даже, может быть, не самая поверхностная осведомленность о принципах права не тождественны все же нормальной, прочной специальности.
Скажем так, мы поднаторели в праве, отнюдь не ставши специалистами. Но вот неизбежная, продиктованная стыдом и упрямством, беззащитно открытая, прямо-таки распахнутая позиция и публичность наших протестов внезапно стали нечаянным изобретением советского «диссидентства». Не побоюсь сказать, весьма значительным изобретением. Жизнь показала, что без этого невольного открытия наша новейшая история сложилась бы еще хуже. Незамысловатое поведение диссидентов вызвало к жизни три важнейших обстоятельства.
Первое. Эта бесстрашная, наивная правдивость, с несомненной очевидностью не преследующая никаких целей, кроме самой правды, не смущающаяся тюрьмой и психушкой, оказалась непременным условием, если угодно, практическим методом того самого «нового политического мышления».
Второе. Наша приверженность к праву (разумеется, ровным счетом ничего содержательного в саму сферу права не внесшая) мощно способствовала осознанию самой существенной политической максимы — право вне политики и над политикой. Понятно, что и она опять-таки из арсенала нового политического мышления. Эта максима — несомненно, глобального смысла. Но она имеет особое значение для русского сознания, ибо в таком точном и категоричном виде впервые была предъявлена российскому обществу стараниями диссидентов. Ведь в русской литературе, национальном сознании, традиции весьма высокий статус понятия справедливости сосуществовал с откровенным пренебрежением к «процедурному» праву, столь важному для западноевропейского сознания. Вспомним, например, ироническое, уничижительное, даже враждебное отношение Достоевского и Толстого к судебной процедуре. Стремление к абсолютной, божественной справедливости заставляло их отвергать саму идею справедливости земной, человеческой, секулярной. Может быть, это стремление к высшей, в противоположность праву неформализуемой, справедливости, стремление, имеющее религиозные истоки, парадоксальным образом способствовало распространению в России атеистических марксистских спекуляций, обещающих построить во всем мире справедливое общество подлинной свободы. Эта попытка установить справедливость и свободу вне права и против права обернулась кровавым кошмаром и семидесятилетним господством одного из самых несправедливых и тиранических режимов в истории России и человечества.
И третье. Позиция диссидентов оказалась убедительна простотой и очевидным бескорыстием. Мировому общественному мнению, к которому мы прямо обращались, было очень трудно не поверить нам — попробуй заподозрить в шпионаже, диверсиях, саботаже тех, чьи действия так прозрачны. Клевета? Какие странные соображения, какие тайные выгоды могли бы заставить явно интеллигентных людей клеветать на власть, сознательно выбирая свою судьбу — тюрьму или психушку? Железный занавес все больше походил на решето, злобные, алогичные, циничные сообщения официальной советской пропаганды о наших судах беспомощно проигрывали позиции подсудимых. На Западе больше не находилось фейхтвангеров или любителей поговорить с «кремлевскими мечтателями». Кстати, крепла догадка, что в Кремле мечтателей нет, да никогда и не было.
Забегая вперед, замечу, что вот это, третье обстоятельство сыграло большую роль (конечно, косвенную, опосредованную — и это важно подчеркнуть) в политической эволюции России. Заодно, это одна из иллюстраций, так сказать, «инструментария» того, что я называю «политическим идеализмом».
 Теперь все точки над «i» расставлены. Итак, советские диссиденты-шестидесятники, нимало не озабоченные практической политической борьбой, выдвигали все же заведомо политические требования. В несвободной стране мы занимали позицию ответственного гражданского общества. Или, иначе — «строили идеал», как говорил Сахаров в своем знаменитом интервью. Политический идеал, заметим.
Поговорим о важных социальных факторах.
Мы хотели знать правду и говорить правду как она есть, независимо от того, кому она выгодна.
«Хватит врать» и еще «соблюдайте собственные законы» — вот основание нашей позиции. Не так уж мало, по правде говоря, хотя заведомо недостаточно.
Увы, наша правда не нужна была обществу. 999 из тысячи были шокированы или оскорблены ею, полагали ее тщеславной попыткой неудачников обрести известность, либо опасной игрушкой прожектеров, витающих в облаках.
Иначе и не могло быть — все мы родом из так называемой «новой исторической общности» — советского народа, селекционированного, заново созданного Сталиным.
Народ терпеливый, раболепный, подозрительный, злобно презирающий рефлексии, — значит, интеллектуально трусливый, но с известной физической храбростью, довольно агрессивный и склонный сбиваться в стаи, в которых злоба и физическая храбрость заметно возрастают. Вообще-то, эти свойства есть в любом народе, разница только в выраженности. Сталинские же селекционные критерии, были весьма высоки. Эти качества прямо планировались печатью и добровольно-принудительными собраниями как суперважная государственная задача: развитие в народе этих свойств, необходимых строителям коммунизма, но называемых, разумеется, совсем иначе — патриотизм, сознательность, бдительность, верность партии и проч. Сталин отлично понимал, что без такого народа, всецело и искренне подчиненного ему, его жесткие, императивные, втиснутые в минимальные сроки, государственные планы рухнут, и вел свой отбор на страх, раболепие, подлость вполне сознательно, хотя и не думал, конечно, в понятиях сельскохозяйственной селекции.
Народ создавали методом, профессионально называемым «селекция на провокационном фоне».
Селекционной делянкой, а заодно и воспитательными учреждениями, ясно, были лагеря, раскулачивание и коллективизация, чистки, проработки, верноподданные демонстрации, гражданский долг доносительства, уроки ненависти на политучебе, просто учеба с ее промывкой мозгов и проч. Все очень просто — строптивые погибали или сидели подолгу и не рожали детей, а робкие или подлые рожали. С той наследственностью, какую предложит отпрыску генная комбинаторика после сталинской селекции. И воспитывали своих детей соответственно собственным жизненным правилам.
Успех селекции — устойчивость выведенного сорта или породы. Сталинский успех очевиден. Его страна наполнена его поделками. Позвольте мне на этот раз в виде исключения не говорить о нашей нелегитимной власти, наших, с позволения сказать, «выборах», нашем «басманном правосудии», нашей бездействующей Конституции; даже о Чечне, даже о политических убийствах. Публика собралась грамотная, все всё знают, все читали и писали. С устойчивостью сортов и пород полный порядок. И никому не стыдно. Никаких тебе майданов.
Это и есть красноречивый результат селекции.
Сталин впечатляюще завершил нравственный коллапс нации, который господствует до сих пор.
Что касается СССР, центра силы и узурпатора социалистического лагеря, предшественника России, социологический его портрет накануне неожиданных решительных перемен, таким образом, весьма печален.
Иначе обстояло дело в Восточной Европе, где некая протестная активность развивалась примерно синхронно с нашей. Дряхлеющий тоталитаризм не сумел раздавить в своих колониях остатки европеизма. Та критическая масса граждански озабоченных, обладающих нравственным авторитетом, честных людей, которая превращает толпу обывателей в гражданское общество и которой мы лишены до сих пор, уже была в Восточной Европе в 80-е годы — восстановилась довоенная. Соответственно, и КОС-КОР, и Хартия-77 обрели политические цели быстро и естественно — им было на что опереться. Вожделенная и всеобщая восточноевропейская цель — вырваться из цепких советских объятий не имела права спровоцировать бунт. Ее мирное воплощение нуждалось в народной опоре и обрело ее. Лидеры великих восточноевропейских мирных революций блестяще воспользовались своим шансом защитить свободу в мире. Их победы стали самым важным общественным событием прошлого века, вполне сравнимым с победой над фашизмом.
А наша активность в то время диктовалась упрямым стремлением заслужить право на самоуважение. Тогда появилось не так уж мало людей, готовых купить себе это право за тюремный срок. Это была чисто нравственная оппозиция. Повторю, эта активность интеллектуалов никакого прямого влияния на политическую эволюцию страны тогда не имела. Тогда только начинало складываться такое опосредованное Западом влияние.
Другое очень важное различие между нами. Восточноевропейские лидеры (например, «Солидарности» или «Народного фронта») точно знали, чего хотят. Они возвращались в свое, может, не идеальное, но достойное прошлое, свой, доподлинно знакомый, европейский дом. Что занимало нас, кроме наших личных белых риз? Мы размышляли о далеком будущем, неведомом и туманном. По словам Сахарова, «строили идеал». И постепенно поняли, что строить не нужно — идеал давно готов.
Вот давно и успешно работающая модель. Обеспечивает государству и обществу способность к динамичному развитию, а каждому гражданину свободу, безопасность, независимость и достоинство. Нужно поставить власть под контроль закона и общества — это так просто и убедительно, чего же еще.
Мы оказались куда большими западниками, нежели сама западная элита. (А вот Сахаров уже тогда видел пороки и недостаточность западной реальной политики.)
Мы верили в универсальную ценность Права и Свободы. Верили, что именно эти ценности и есть движущая сила свободного мира — осознанная, постоянно преследуемая цель его развития. Что постепенно создается интегральная конструкция мира, свободная от бесстыдной и жестокой борьбы национальных эгоизмов.
Увы, мы принимали желаемое за действительное. Это было грустное открытие, но не убийственное. Идейные основания западной модели все же привлекали нас гораздо больше, нежели текущие реалии. Мы не хотели видеть, что эти красивые идейные основания не выдерживают столкновения с разобщенностью расколотого мира, что модель требует единого закона и единой власти. И потому она неспособна работать на поле злобного столкновения национальных эгоизмов. На таком поле эта модель годится лишь для пышных имитаций. Работают же на нем методы реальной политики, добротно описанные Макиавелли.
Позднее я близко наблюдал эти имитации и этот макиавеллизм в Женеве и Страсбурге. Позднее возникли соображения о том, что если враждующий и лгущий мир не воспринимает честную модель, то изменять, быть может, следует не модель, а мир.
Но тогда мы находили, что идеал готов, и могли добавить лишь восторженную уверенность неофитов: осознание его единственности, императивного смысла и глобального масштаба. Вот мы и мыслили в планетарных границах этого «политического идеализма», тогда еще не названного по имени.
Неверующие и агностики, преобладавшие в нашем круге, приняли религиозный принцип: «Делай, что должно, и будь, что будет». Мы и действовали так, будто именно от нас зависело внедрение идеала в мировую политику. Напротив, ни один политик не считает торжественно провозглашенные принципы государственным обязательством и не верит в их осуществимость.
Противостояние «политического идеализма» и «реальной политики» — центральное противоречие современности — определяет глобальный нравственный кризис и настоятельно требует разрешения.
Коренное различие этих направлений — несовпадение шкалы оценок. Для идеализма на вершине шкалы принцип, норма, процедура никак ни от какого интереса не зависящие, но воплощающие совокупность идей (свободы, равноправия, гуманности — достаточность или избыточность критериев можно обсуждать) и набор табу. Это главный приоритет, и только он ложится в основу всех частных решений.
А первый приоритет реальной политики, наоборот, некий интерес (суверенитет, геополитические интересы, экономические, да мало ли) или совокупность интересов; в меняющихся обстоятельствах приоритетность интересов меняется, и в конфликте интересов главная роль принадлежит обстоятельствам, а не ценностям. Лицемерие, обман, экспансия, агрессивность, недоверие, закрытость, национальный эгоизм веками были традиционными методами реальной политики, оружием дипломатической войны каждого против всех. Продолжением ее хладнокровно признавалась настоящая война. Такими методами не приходилось гордиться, но и скрыть их было невозможно; они считались неизбежными, единственными и потому приемлемыми — даже обязательными. Вот почему ни сталинские миллионные жертвы, ни нацизм, ни едкий позор Мюнхена и Ялты не были восприняты в мире как смертельная угроза цивилизации, требующая жесткого ответа. Такой ответ почитался невозможным, политика же — «искусство возможного». Лишь однажды в истории осознали, что это «искусство» зашло слишком далеко; что «возможное» и «невозможное» должно зависеть от нас, от того, что мы согласны допустить. В середине ХХ века всерьез показалось, что кровавый кошмар двух мировых войн, химическое и ядерное оружие, Холокост и сталинские депортации народов наконец убедили мировое сообщество в необходимости строить новую парадигму, новую политическую конструкцию мира.
Вот почему Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека представлялись ключевым моментом истории, необратимым началом нравственного преобразования мира. Не тут-то было.
Перечень примеров циничного пренебрежения международного сообщества к собственным высокопарным заявлениям занял бы тома. Вспомним ковровые и атомные бомбардировки мирных городов; пол-Европы, отданные сталинской тирании. Довольно мифов, никого Советская Армия не освободила — армия, отражавшая атаку агрессора, мгновенно превратилась в орду захватчиков, да еще насильников и мародеров, как только перешла границы СССР. Кем и как вдохновлялось это мародерство, как оно вспыхнуло и развивалось — особая тема. Вспомним также и Нюрнберг, где один людоед судил другого людоеда за каннибализм (вот пример — три дня Трибунал слушал эпизод обвинения нацистов в расстреле тысяч польских офицеров в Катыни, а каждый участник суда точно знал, кто и когда убил поляков). В этот ряд, естественно, становится многое из практики Совета Европы, ОБСЕ, комиссий ООН, Евросоюза.
В центре мировой политики по-прежнему амбиции и «геополитические интересы». Традиционная политика приспособила универсальные ценности к делу как свой рабочий инструмент. Великие принципы отодвинуты в область ритуальной риторики и используются ради имитаций. Но воплотить новую парадигму реальная политика не способна — они несовместимы. Лукавое использование ворованных идей дискредитирует их перед публикой.
Еще того хуже — realpolitik и самые благие намерения всегда и неизбежно ведут в пучину опасной безнравственности. Заявленные высокие цели, отделившись от политической повседневности, превращаются в лозунги — чем более пышные, тем более лживые. В рамках реальной политики совершенно невозможно было не допустить в Нюрнберг катынских палачей; конечно, были неотвратимы и ялтинский сговор и выдача Сталину многих тысяч людей в каторгу и на смерть. И вся русская история последнего полувека не есть ли поглощение искренних намерений реальной политикой? Многие мерзости начала реформации СССР скорее судьба, нежели вина горбачевских «архитекторов перестройки», окруженных злобной сворой политбюро. Видимо, даже и кровавая давка в Тбилиси, даже и танки в Вильнюсе. Реальная политика тянет преступную цепь. Тогда, может быть, трагедия Чечни коренится в Сумгаите, Баку, Ходжалы и Вильнюсе и со временем прольется кровью где-то еще? И очень условные президентские «выборы» 1996-го аукнулись нам гаерством, с позволения сказать, «выборов» 2007-го и 2008-го? Заколдованный круг realpolitik докрутился до Путина. И не вырвавшись из круга, не избыть нам своей раболепной, жестокой и лживой истории. Методы реальной политики подчиняют себе цель, превращая ее в свое подобие, они не годятся для достижения высоких целей. Развилка между реализмом и идеализмом в политике по природе своей не предполагает третьего решения, хочешь не хочешь, придется выбирать из двух.
Реальная политика — естественный и очень приспособленный инструмент, обеспечивающий государству сносное существование в условиях «войны каждого против всех», — подогнана к своей роли: уберечь государство от потерь, а при случае дать ему поживиться за счет соседа. Солидарно преодолевать в разрозненном мире глобальные угрозы, одинаково гибельные для друзей и врагов, этой политике не приходилось никогда.
Реальная политика жизненно опасна, притом неотвратимо. Сейчас ядерный баланс — единственный серьезный фактор мира. Но даже вместе с паритетом в обычных вооружениях это балансирование очень опасно само по себе. Сколько можно? Чеховское ружье на стене это не только законы драматургии. Это закон жизни. Ядерный клуб вырос вдвое, и остановить его рост нельзя. Легко найдутся режимы-изгои, готовые шантажировать на грани ядерной схватки, несмотря ни на какое сдерживание. Конечно, можно покупать безопасность уступками, но бандиты имеют обыкновение наглеть. Не придется ли тогда задуматься над словами: «Есть вещи и поважнее мира»? Да и ублюдок реальной политики, терроризм, вполне способен теперь выдвигать глобальные угрозы. Между тем раздробленный мир может ответить на них лишь полицейскими, паллиативными мерами и явно не в состоянии лишить терроризм его народной базы.
Но помимо военных опасностей стремительно нарастают грозные вызовы иного рода. Энергетические проблемы, исчерпание других ресурсов, острые климатические и экологические проблемы — все они уже не имеют локальных решений. Они требуют честных, скрупулезных согласований и предельного напряжения сил. Реальная политика не умеет ни того ни другого — она ведь ищет свой интерес и подозревает всех во всем.
Есть, наконец, самый страшный, по-моему, грех этой политики. Она развращает граждан. Контроль общества над властью становится невозможен там, где господствует «искусство возможного». В самом деле, что еще вы можете требовать от власти, если вас уже убедили в неизбежности и нравственности вранья? Это цена разобщенности и своеволия государств.
Реальная политика опасна, но и «отменить» ее, разумеется, тоже невозможно.
Страны должны как-то взаимодействовать, а другого аппарата для этого у них просто нет. Национальные эгоизмы реально существуют. А всеобщее законодательство реально отсутствует. Понятно, что новая наднациональная идеология не может одномоментно вводиться коллективным волевым решением. Попытки провозглашения новых целей свелись к лицемерной лозунговой кампании, ибо декларации о намерениях невыполнимы в отсутствие единого закона и единой власти.
Опрометчиво рассчитывать на «внутреннее» преобразование реальной политики.
Это невозможно даже психологически. Как всякая серьезная профессия, политика осуществляет отбор и воспитание кадров. Поэтому для глобальных преобразований совершенно бессмысленны «комитеты мудрецов» и проч. Все эти экс-президенты, экс-министры и другие бывшие профессионалы, люди, с молодых ногтей пропитанные политической прагматикой. Весь их огромный жизненный опыт почерпнут исключительно в «искусстве возможного». Им и в голову не придет мыслить в других категориях. Те же сомнения и ограничения полностью приложимы к ооновским представителям государств, тем более к аппарату ООН. Вот почему остро необходима коренная реформа ООН, или лучше создание альтернативной организации, где собраны представители не Государств, но источников власти — народов.
Итак, выход в давлении извне.
Мирное давление на власть извне — это только общественное давление. Конечно, оно может и должно быть международным общественным давлением. Но мыслимы и некоторые новые отважные политические партии, сознательно и открыто предпочитающие отдаленные общечеловеческие перспективы текущей борьбе за власть и текущей политической прагматике. Вероятность возникновения таких партий не нулевая, как показывает пример ранних немецких «зеленых».
Но куда давить? К чему стремиться?
«Надполитичный» всеобщий Закон; следовательно, наднациональные властные органы.
Итак, марксистская циничная догма права, «обслуживающего государственную власть», должна быть решительно обрушена, право — жесткие рамки власти, вовсе не ее инструмент. Государство должно, в самом деле, стать важным аппаратом, обслуживающим общество, эта максима должна утратить свое лозунговое лицемерие.
Естественно, эти фантастические перемены принципиально возможны лишь в большой и сильной совокупности государств, каждое из которых отказывается от весьма значительной части своего суверенитета. Высшая цель этой совокупности — общечеловеческие ценности и интересы. Территориальный предел, к которому она стремится, — земной шар. Понятно, что эти стремления и их осуществление могут развиваться только постепенно. Первоначальный союз должен стать готовым к принятию новых членов, а те пожелать войти в эту ассоциацию. Причиной такого желания могут стать лишь очевидные и весомые преимущества нового статуса, причем практические. Ясно, какого времени и сил требует такое развитие мировой ситуации. Дадут ли история и глобальные вызовы время и возможности для него? Впрочем, идея глобализации уже господствует в мире. Более того, мы свидетели первых шагов ее обнадеживающего воплощения — Евросоюз. Думаю, нам необходима глобализация прежде всего нравственная, правовая, политическая, социальная. Главенствующая сейчас экономическая, очень важная, разумеется, должна все же передать свой приоритет этим идеям. Можно предполагать, кстати, что тогда стало бы гораздо меньше антиглобализма.
Право эффективно работает только тогда, когда существуют санкции. Значит, наднациональные органы должны обладать подавляющей силой.
Представляется очевидным, что государства-члены, объединившиеся в упомянутый союз, должны полностью разоружиться; напротив, наднациональные силовые структуры должны обладать вооруженной мощью, обеспечивающей абсолютное преобладание в любой ситуации где угодно внутри союза; более того, в любой точке вне союза, пока это сообщество не охватит весь земной шар.
В государствах-членах, вероятно, необходимы незначительные полицейские формирования.
Ну вот, договорились. Я начинал с высшей, абсолютной ценности прав и свобод личности, теперь предлагается модель абсолютной военной мощи центра, небезызвестная идея «добра с кулаками».
Что ж, о трудностях этого рода я еще скажу несколько слов. Сейчас замечу только, что добровольные члены ассоциации добровольно же делегируют наднациональным структурам свой суверенитет (тот самый, который, заметим, включает же в себя и военную мощь, и идею превосходства). Вступление в ассоциацию, по-видимому, должно быть обусловлено придирчивой оценкой готовности кандидатов, а выход — беспрепятственным.
Допустимо ли вообще насилие ради поддержания общественной безопасности и порядка? Человеческий суд по своей природе не может быть совершенным. Однако, не желая подвергать граждан опасности, мы подчас вынуждены распоряжаться чужой судьбой и свободой. Представьте себе, что произошло бы, если бы тюрьмы были упразднены в один прекрасный момент.
Мировое правительство? Не думаю. Скорее суд и мощный «судебный исполнитель».
Единое законодательство вводит строгие рамки для власти, устанавливает приоритеты и табу политики, процедуру принятия решений, но не предлагает сами конкретные решения. Идея мирового правительства, конечно, гораздо большая унификация практической политики, нежели диктует право и нежели необходимо. Не следует стеснять инициативу и поиск.
Важно, чтобы главный наднациональный орган был занят единственной и главной задачей — реальным воплощением универсальных прав и свобод в политике, пресечением любых нарушений права любых меньшинств в любой точке союза. Вероятно, независимость и беспристрастность этого органа может быть обеспечена подобием судебной процедуры. Вероятно, должна существовать вторая, исполнительная половинка этого органа. Вероятно, должно быть разделение власти между этими частями, чтобы осуществились «сдержки и противовесы».
С чего начать?
В 1972 году Сахаров предложил создать в ООН новый Комитет, который состоял бы не из представителей государств, а из международных авторитетов в личном качестве (прежде всего с безупречной нравственной репутацией). Комитет имел бы право принимать к рассмотрению любые проблемы, но никаких административных, организационных, иных последствий его решения не влекли бы. Он имел бы лишь одну привилегию — упомянутые в его решениях правительства обязаны публично рассмотреть его рекомендации и публично же ответить на них. Иными словами, такой коллективный международный омбудсмен.
Ясно, что думать о такой структуре в ООН — верх наивности. Она не может состояться. Потому что ООН задумали и создали люди, непохожие на Сахарова. И они создавали представительства государств, а не их населения. Видимо, такая ООН взаправду нужна, чтобы Правительства могли обсуждать свои проблемы друг с другом. Но это не Объединенные Нации. Это клуб Правительств.
Однако то, что нельзя осуществить в ООН, вполне возможно создать самочинно. Кто мешает группе частных лиц, отобравшей самое себя по неким, ею же самой выбранным критериям, периодически собираться и обсуждать, что она пожелает, заказывать экспертные оценки — в общем, исследовать общественные и политические проблемы и публиковать результаты? Такая работа, по крайней мере, ее начало, не требует больших денег. Но попытки организовать ее, предпринятые вместе с Гефтером, Даниэлем и Кучериненко, пока не встретили понимания — пожалуй, наоборот.
Каждый из приведенных пунктов можно было бы развивать и обсуждать. Может быть, это было бы полезно когда-нибудь сделать. Но сейчас, после беглого обзора этой, прямо скажем, фантазии, с удивлением замечаешь, что в большинстве пунктов ничего нового и нет. Ибо предстает, в общем, знакомая картина цивилизованного федерального государства, хорошо, как теперь говорят, «обустроенного». В нем сочетаются очень сильная федеральная власть и очень широкая автономия субъектов. Как полагается, централизованы и жестко контролируются конституционные основы и жизненно важные государственные функции. Но и автономия распространяется на некоторые черты порядка управления, экономическую политику, многие разделы законодательства.
Да и сами конституционные основы — универсальные ценности — отнюдь не новость, заявлены больше двух веков назад.
Кардинальное новшество — высший приоритет этих ценностей, как жесткая законодательная норма, обязательная при любых государственных решениях.
И обладающий высшей властью наднациональный орган, отягощенный всего одной задачей — наблюдать за практическим воплощением этого приоритета.
Отсюда две принципиальные трудности — проблема выбора и проблема узурпации власти. Обе на грани выживания. Представим себе, например, проект «сахаровского Комитета» в действии. Кто победит в дуэли — осведомленность и ответственность или электоральные технологии? То же и со второй смертельной опасностью. Особые полномочия — это особые искушения сохранить за собой власть навсегда.
Ответ на эти угрозы я позволю себе назвать «этюдами оптимизма».
Описанные опасности выглядят непреодолимыми, но они не новы. Это те самые пороки демократии, которые делают ее ужасным, но лучшим из придуманных способом управления. Оказывается, представительная демократия умеет все же их преодолевать. Увы, очень медленно, с колебаниями и ошибками, но умеет. Честная борьба на выборах, разделение властей, власть закона, независимый суд — весьма эффективные инструменты, хотя и не абсолютная гарантия общественного благополучия. Нужно просто посмотреть на внутреннюю политику цивилизованного демократического государства. Что и говорить, вряд ли внутреннее развитие современных европейских стран и США могло бы привести к тоталитаризму. Гарантии заметно возрастают, если названные институты поддержаны гражданской ответственностью общества.
Просто нормальные механизмы демократии немедленно начинают работать, как только есть единое законодательство и единая власть.
Очень важно заметить, что идея демократии отнюдь не тождественна «реальной политике» — прямо наоборот. Я бы сказал: «торжество реальной политики — сон демократического разума».
Сейчас модно хвалить деидеологизацию политики. Думаю, это явное недоразумение. Ну, во-первых, «деидеологизация» — тоже некая идеология. Другое дело, что цивилизованная власть в цивилизованном мире обязана охранять Свободу и Справедливость, то есть Право. Право в том числе на мирное соревнование мирных идеологий; власти важно следить, чтобы это было действительно мирное соревнование. И, конечно, не надлежит силком внедрять какую-либо. Вот это и есть идеология правильной власти. Вообще, борьба идеологий — важная сторона общественного развития. В этой борьбе идеологии погибают, возрождаются, изменяются. Иные, как фашизм или коммунизм (тот, который мы знаем), терпят сокрушительный крах и теперь, думаю, просто агонизируют.
Я бы очень хотел, чтобы одной из первых сейчас проиграла бы идеология «национальных (они же государственные) интересов», основа и оправдание реальной политики и маскируемого, но повсеместно работающего принципа «цель оправдывает средства». Я считаю вдохновляющей надежду на победу идеологии наднациональных, общечеловеческих интересов. Я нахожу примитивным и, простите, довольно глупым распространенное опасение какого-то ущерба для национальных культур и «самобытности» от международной интеграции. Напротив, нет лучшей гарантии для всех этих самобытностей, нежели хороший общий закон и независимый суд, — это так очевидно, что доказательства были бы неприличны. Вот грубо изложенная схема, которая мне кажется, могла бы стать путем к «миру миров», о котором говорил М.Я. Гефтер.
Но есть всего один способ перейти к этому миру, как было уже сказано. Это наше общее неустанное давление. Ибо без него ни одна государственная власть не сдвинется в этом направлении, ограничивающем ее самое и мешающем сладко жить.
Я резюмирую. Советское сопротивление режиму не могло занять позицию практической политики. В тогдашнем СССР это было бы просто смешно. Это не только внешние обстоятельства. Тут есть и наша вина. Но есть и дарованное историей преимущество. Освобожденные от традиционных политических беспокойств, решаемых традиционными методами традиционной realpolitik, мы остались наедине с мучительными вопросами. Речь о том, например, что такое «патриотизм», а что —  «гражданская ответственность»; и главное — неужели неизбежные столкновения интересов могут разрешаться только оглушительным враньем, шантажом, угрозами, экономическим или силовым давлением, наконец, кровью?
Большинство из нас считали, будто мы занимались не политикой, а правом. Это коллективное заблуждение, наше дело как раз политика, только это не было реальной политикой. Мы просто честно и упрямо стремились воплотить идеал в жизнь. Наша политика была в поступках по канонам политического идеализма. В этом наш вклад в наше общемировое дело.
Лидеры же великих восточноевропейских мирных революций в противоположность нам не могли не заявить политических амбиций. Это стало их долгом, исторической ролью, их шансом поддержать свободу в мире, постоянно и повсюду ущемляемую свободу, защищать которую, увы, находится мало охотников. Они выполнили эту работу наилучшим образом. Конечно, в этой работе неизбежно была какая-то доля realpolitik. Но это была самая минимальная доля и, наоборот, заведомо преобладал политический идеализм — движущий мотив всей работы. И это тоже не могло быть иначе.
Два сильных фактора определяли, по-моему, такое подавляющее преобладание идеализма. Первый — это природа людей, вступивших в борьбу с тоталитарными режимами. КОС-КОР и «Солидарность», Хартия-77 и Народный фронт, «Хроника», Инициативная группа и МХГ — они ведь не были полем для карьеры или поисков достатка! И второй фактор — внутренняя природа оппонентов, тех, кто олицетворял режим. Вот уж они-то в реальной политике, как рыба в воде.
Заметим, что борьба с тоталитарным коммунизмом его же оружием, методами реальной политики — дело вовсе бессмысленное. Если бы кто-то овладел этим оружием достаточно, чтобы драться на равных, так зачем бы ему воевать с режимом? Такому нужно встать в его ряды и искать свое счастье внутри, что мы омерзительно часто и наблюдаем сейчас в нашем отечестве.
А теперь вопрос — что делать сейчас восточноевропейским диссидентам того славного времени, ставшим теперь серьезной политической силой, и нам, упрямому гонимому меньшинству? Есть ли вообще что-то, что мы могли бы или даже должны были бы делать вместе?
Есть очень важная работа, для которой нет других работников, кроме них и нас. И наших наследников, продолжателей общего дела, которые образованней, умнее, лучше нас. То есть тех, кто знал, на что идет, и не ждал нечаянных подарков судьбы. Похоже, что мы уже несколько опоздали с этой работой. Это наше общее упущение. Немножко поколебавшись, я бы даже сказал — грех.
По-моему, не нужно было так подробно агитировать за эту работу, все мы чувствуем ее своей кожей. Нам нужно добиться, чтобы универсальные ценности, в которые мы имеем честь верить всерьез, перестали быть лживыми заклинаниями в опытных политических устах.
Сергей Ковалев

12.03.2010


..."(полный текст)


P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

"...Степан: Это потому, Хрюн, что нашей власти нужен здоровый и сильный народ. И туповатый. Опять же, кроме спорта, нам патриотизм уже и прислонить некуда. А теперь и тут облом. Вот власть и злится. Спортивных чиновников «жирными котами» обозвали! Хрюн: Это власть не злится, это она у народа пар выпускает. Ментовскую верхушку по той же причине почикали, теперь Тягачева ушли — раз, и стравили пар! Так что народ специально настраивают на войну против жирных котов."...

"...


Станционный смотритель

 

Орган творческой эмиграции г. Волобое


Все как один против жирных котов
Степан: Ты хочешь сказать, почему после отсутствия призов в Каннах министра культуры не увольняют?
Хрюн: Вотиманна!
Степан: Это потому, Хрюн, что нашей власти нужен здоровый и сильный народ. И туповатый.
Степан: Привет, Хрюн. Ну что, обсудим олимпийские дела наши скорбные?
Хрюн: Скорбные? То, что мы медалей мало получили, это, наоборот, хорошо!
Степан: С чего это?
Хрюн: А ты знаешь, сколько чиновники на поездку в Ванкувер истратили, да плюс там пробухали? Вот на призовых и сэкономим. И вообще, я не понимаю, какого лешего такое внимание именно к спорту?
Степан: Ты хочешь сказать, почему после отсутствия призов в Каннах министра культуры не увольняют?
Хрюн: Вотиманна!
Степан: Это потому, Хрюн, что нашей власти нужен здоровый и сильный народ. И туповатый. Опять же, кроме спорта, нам патриотизм уже и прислонить некуда. А теперь и тут облом. Вот власть и злится. Спортивных чиновников «жирными котами» обозвали!
Хрюн: Это власть не злится, это она у народа пар выпускает. Ментовскую верхушку по той же причине почикали, теперь Тягачева ушли — раз, и стравили пар! Так что народ специально настраивают на войну против жирных котов.
Степан: Да народ уже вовсю готов!
Хрюн: Вот из-за Кремлевской стены и будут изредка по несколько котов выкидывать. Надо Фильке сообщить, кстати…
Степан: Ну, провал на Олимпиаде — это не авария на Ленинском проспекте. Тут власть легко может показать свою принципиальность.
Хрюн: Зато результат одинаковый. В обоих случаях камеры не смогли зафиксировать «достижения» участников.
Степан: Между прочим, тут интернет-народ показал себя серьезной силой. Там пошла такая буча, что и записи хоть какие-то нашлись, и человек, который видео аварии стырил!
Хрюн: Да это тот же самый выпуск пара! Теперь Интернет успокоится, записи снова потеряют, а заодно и человека этого. По-тихому.
Степан: Вообще я не знаю, кто там виноват, но зачем же менты с машины топ-менеджера «ЛУКОЙЛа» сразу номера свинтили?
Хрюн: Рефлекс, наверное. Отобрать, стырить, свинтить — все, что плохо прикручено. Опять же он им — социально близкий. Тоже народ давит!
Степан: Хочешь сказать, общество уже берет на себя функции милиции?
Хрюн: Да какое он общество? Он же этот, топ-менеджер!
Степан: И имеет полное право давить боттом-народ…
Хрюн: Чаво?
Степан: Объясняю для неграмотных: top — это «верх» по-иностранному, а bottom — «низ».
Хрюн: Да при чем тут это? Просто «ЛУКОЙЛ» может нарушать правила! Пока не перестанет исправно заносить в Кремль.
Степан: Тоже верно. Заметь, «ЛУКОЙЛ» защищает власть, а ЮКОС — адвокаты. Баркову после столкновения скрутили номер, а Ходорковскому после столкновения с властью номер пришили.
Хрюн: Менты, кстати, вообще классно насчет аварий подсуетились! Начальство им запретило на личном транспорте пьяными в форме ездить!
Степан: На личном представительском «Мерседесе», купленном на годами откладываемые гроши?
Хрюн: Ага! Типа, они таким образом честь мундира сохранят!
Степан: Значит, жена честь его мундира дома утюгом наглаживает, а служивый спокойно народ давит?
Хрюн: Только теперь не служивый давит народ, а народ давит народ!
Степан: Ой, что-то мне подсказывает, что единственный способ милиционеру сохранить честь мундира — это ни разу его не надевать. А еще лучше — не шить.
Хрюн: В любом случае никакого нагнетания пара! Ну, кроме утюга.
Степан: Да пар-то всегда легче выпустить, чем того же Ходорковского. И даже если Европейский суд по правам человека решит, что ЮКОС отобрали незаконно, как 98 миллиардов возвращать?
Хрюн: Путин же сказал, что они якобы пошли на реформу ЖКХ. Вот и будем отдавать лампочками в подъездах и счетчиками для воды.
Степан: А знаешь, на самом деле лучше ЮКОСу эту сумму деньгами отдать.
Хрюн: Ты сбрендил?
Степан: Наоборот. Власть, ссылаясь на это, потом сто лет сможет объяснять, почему пенсии не повышаются, армия не модернизируется, инновации не нанотехнологируют.
Хрюн: Ерунда! Власть другой способ нашла. Зам Нургалиева сознался, что численность ОМОНа в регионах изменят «в зависимости от социально-экономического положения». Конец цитаты. То есть чем больше где недовольных, тем больше там будет отморозков в мундирах! С честью.
Степан: Ужас какой!
Хрюн: Сам ты ужас! С ушами. Таким способом мы сможем все проблемы решить! Если в каком регионе рождаемость низкая, свозить туда насильников! Чего им зря в тюрьмах штаны протирать? А если, к примеру, в какой год неурожай случится, так армию попросить пропорционально уменьшить численность населения!
Степан: Так вот зачем СКП предлагает снять отпечатки пальцев у всех граждан!
Хрюн: Зачем?
Степан: Чтобы трупы наши опознавать!
Хрюн: Ага! Предложи еще пристегнуть весь народ к батарее наручниками! Так, глядишь, и преступность поборем… частично.
Степан: Погоди-ка. С одной стороны, власть вместо того чтобы что-то делать, просто выпускает пар.
Хрюн: Ну, ясный перец! Ты вообще карту России видел? Не напоминает схему разделки туши?
Степан: Ну…
Хрюн: Так вот! В районе Приморья чего-нибудь не то схаваем, правый руль там просроченный… Потом в середине страны все бурчит и пучит, но сдерживается. А потом в Калининграде ка-ак выплеснется наружу! И в Европу полетело!
Степан: Фу-у!
Хрюн: Не то слово! То Эстонию накроет дипскандалом, то прочую Латвию с Прибалтикой…
Степан: Понимаю. Если восточный ветер — наши настроения отчетливо почуют в Польше…
Хрюн: А если южный — Канада унюхает нашу позицию по Северному полюсу.
Степан: Погоди! Но тогда получается, что все решения, которые принимаются в Москве…
Хрюн: Правильно! Именно этим местом наши власти и думают. Стоп. Ты сказал «с одной стороны». А что с другой?
Степан: Я имел в виду, что с другой стороны, вначале власть жила так, что «нефти и газа на наш век хватит». А потом вообще распоясалась!
Хрюн: Наверное, они об этом, о Конце света-2012 узнали! Который эти, индейцы какие-то предсказали. И стало им все глубоко по ихнему барабану!
Степан: Это майя. Не помнишь, а в каком месяце это случится?
Хрюн: Сам же сказал — в мае! Кстати, там же и инаугурация очередная. И бессмысленная.

Письма брюссельскому другу
Который обещает 1 миллион долларов тому, кто убедит его, что НАТО не ведет подготовку войны с Россией 
Филипп Шариков
наш собакор:
НАТО, Филя, расширяется недаром:
Нас, поднявшихся с колен, желают свергнуть.
На войну поставил я «лимон» долларов,
Дам тому, кто это сможет опровергнуть.
ХХХ
Если выпало в Империи родиться,
Жить ты можешь хоть в провинции у моря.
Но работать лучше в НАТО за границей,
Чтобы круто так отдать «лимон» не с горя.
(Письма русскому другу)

Уважаемый Дмитрий Олегович! Сидя за мусорным контейнером, готов доказать, что НАТО совсем не собирается нападать на нас. И ни рубля мне за это не надо! Только тот миллион долларов, который вы поставили на кон. Можно, конечно, сказать, что мне отсюда, из-за мусорного контейнера, не вполне видно истинное положение в нашей армии. Готов спорить! Из Брюсселя видно, значит, а отсюда — нет?!
Итак, хотят ли натовцы войны? Да, нет, конечно. Начнем с технического оснащения. Эти натовцы хвастаются, что у них боеголовки самонаводящиеся. Ха! Вот у нас боеголовки самонаводящиеся. Наводятся сами и никого не спрашивают. Теперь по поводу того, что в армию берут косых и хромых. Это тоже наше стратегическое оружие. Любой иностранный солдат, увидев такого бойца, бросит автомат и начнет выписывать ему гуманитарную помощь. Куда ихний Баден-Баден против нашего Годен-Годен! Это я уже о медицине. Несколько слов об интеллектуальной мощности солдат. Какой контингент в этом НАТО? Только и слышишь, что ограниченный. А у нас? Цвет нации! Студенты лучших вузов страны. Идем далее и приходим к стратегии. У нас есть нефть и газ. А НАТО, кроме своей хваленой демократии, ничего экспортировать не может. И на сколько ее, этой демократии, в отличие от нефти и газа, хватит? Нам лично на пару-тройку лет хватило. А залог стабильности в том, что еще при Иванове реформа в армии была в целом завершена и удовлетворительна, и при сейчас все то же самое. Наша армия — это ж не армия, а красота! Почему? Объясняю. Армия — это страшная сила? Да. Армия спасет мир? Да. Убедил?
Чувствую, что не совсем. Ладно, продолжим. Да НАТО просто побоится к нам сунуться! Одно только наше страшное оружие под названием «пожар на складе боеприпасов» чего стоит! И неспроста из Генштаба слухи всякие идут — типа, контрактников отменят. И правильно! Бесплатный солдат лучше, ему терять нечего! А контрактник воюет и думает: ой, только бы не убили до получки! А сэкономленные на контрактниках деньги можно пустить на строительство стратегических загородных объектов для генералов. НАТО прекрасно знает, как мы разбираемся с врагами на своей территории. У них перед глазами разгон митингов оппозиции. Они это надолго запомнят и не сунутся.
А вдруг сунутся все-таки, спросите вы. Ну и что? Деды оккупантов так зачморят! Побегай-ка во всей этой натовской экипировке за водкой! Или вот. Нападет на нас подлый враг с блицкригом, дойдет до Урала. Расслабится вражина, а тут раз — в лесу 200 танков! Ниоткуда! Ничьи! Хабась! Или другой вариант. Наши специально голодные солдаты, отступая, все по дороге съедят! «Тактика выжранной земли» называется. И НАТО просто загнется от голода!
А в лица натовских солдат вглядитесь! Вернее, в их цвет! Там же больше половины — клиенты наших скинхедов! С таким-то разноцветноамериканским рылом в наш автомато-калашный ряд, в нашу многонациональную семью народов — не приведи господи!
И напоследок еще одно доказательство. Что, НАТО не знает, что вы миллион баксов обещали? Знает, конечно. А кому миллион на халяву неохота? Вот они и не будут нападать, чтобы лимон им по праву достался. Вот такие мысли меня посещают за мусорным контейнером. Ой, а кто это тут гадить пристраивается?! Извините, отвлекусь! Гав-гав!!! А ну, пошел! Гав-гав!!! О, убежал. Извините еще раз, приходится изредка подавать голос, о себе напоминать. Дмитрий Олегович, вы меня понимаете.
Что я делаю за мусорным контейнером? Так ведь призыв не за горами. Вот и приходится прятаться.
P.S. Одно меня беспокоит, Дмитрий Олегович. Не НАТО ли вам «лимон баксов» отстегнуло, чтобы вы через этот спор нашу бдительность усыпили? Дмитрий Олегович, вы — шпион?

Новости
- Волобойскую общественность крайне взволновал тот факт, что сын президента Азербайджана, 11-летний Гейдар Алиев купил в Дубае 9 особняков за 44 млн долл. Знает ли папа, что его сын-пятиклассник в школьное время покупает в Дубае особняки на те деньги, которые ему дали дома на обед?
- Новость о том, что 11-летний Гейдар Алиев накупил в Дубае особняков на 44 лимона баксов, всколыхнула всю Россию. Сколько в тот вечер было рева и слез в домах высокопоставленных чиновников! Сколько топаний ногами, отказов кушать икру и делать уроки!
- «Спонсирование «Формулы-1» — вынужденная мера, — сообщил нам представитель Волжского автозавода. — Сначала мы предлагали помогать собирать болиды, но из-за немотивированного отказа организаторов гонок пришлось помогать деньгами».
- Волжский автозавод действительно спонсирует «Формулу-1». Это единственная возможность увидеть надпись «Лада» на нормальных автомобилях.
- Ющенко недоволен тем, что Янукович съездил в Россию, Ющенко недоволен тем, что Янукович может отобрать звание Героя у Бандеры, Ющенко вообще недоволен, что Янукович президент. Аналитики Волобого считают, что учитывая все это, Янукович должен был съездить не в Россию, а Ющенко.
- Иран отказался от услуг российских летчиков, мотивируя это тем, что у Ирана вполне достаточно своих специалистов. Более того, многие правоверные могут летать вообще самостоятельно, без самолета, причем в разных направлениях, просто пристегивая пояс.
- ФМС Волобого не только установило сроки, в которые граждане должны получать заграничный паспорт. Оно также определило минимальный срок получения удовольствия от поездки.
- На День Победы Волобое будет украшено плакатами, в том числе с портретом Гитлера. «Сам-то я не особый поклонник этого политика, — объяснил мэр Волобого, — но есть люди, которым он нравится, и надо дать им возможность встретить праздник рядом со своим кумиром».
12.03.2010


..."(полный текст)


P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

"...Крупнейший российский торрент-трекер, получив предписание городового о запрете своего имени, пожал плечами и тут же начал работать на другом имени: rutracker.org. Это имя вне зоны ru. И правильно — от безумия и произвола подальше."...

"...

 

 

Интермент

Следователь из Чертанова с уверенностью, присущей незнанию, объявляет, что сейчас закроет на амбарный замок всемирную интернет-технологию: торрент-трекер


Следственному отделу прокуратуры города Москвы по Чертановскому району в результате сложных оперативных мероприятий удалось захватить с поличным преступника, имя которого не сообщается. Преступник, используя торрент-трекер torrents.ru, скачал из Сети программу AutoCAD и установил ее на компьютер неназванному лицу за вознаграждение в 1500 рублей.

Американская компания Autodesk, производящая AutoCAD, знать не знает о несчастном, попытавшемся заработать 50 долларов в далекой Москве. Никаких заявлений в прокуратуру от компании не поступало. Но в Чертанове решили, что защита интересов американского бизнеса — их долг. И поэтому, желая устранить обстоятельства, способствующие совершению преступления, прокуратура написала письмо в компанию «Ру-Центр», раздающую доменные имена в зоне ru. Прокуратура потребовала аннулировать регистрацию имени torrents.ru, что и было сделано незамедлительно.
Все это похоже на бред. В мыслительном тумане, из которого состоит вся эта история, плавают обрывки прокурорских мыслей, трепещут слухи, дрожат от ужаса юзеры и хохочет на тысячу глоток веселый интернет. В логике прокуратуры не сходятся концы с концами. Разве когда автомобиль сбивает пешехода, прокуратура пишет письмо с требованием закрыть автозавод? Разве в случае, когда спички являются причиной пожара, прокуратура закрывает все спичечные фабрики в России? А если по почте пересылают ворованную книгу, прокуратура немедленно закрывает почту?
Крупнейший российский торрент-трекер, получив предписание городового о запрете своего имени, пожал плечами и тут же начал работать на другом имени: rutracker.org. Это имя вне зоны ru. И правильно — от безумия и произвола подальше.
Что вообще такое торрент-трекер torrents.ru, отныне называющийся rutracker.org? Это крупнейший российский трекер называет себя «национальным» по праву. У него 4 440 028 зарегистрированных пользователей и 31 миллион посетителей в месяц. В раздаче на трекере находится миллион торрентов. В океане интернета этот огромный, как кит, трекер известен своим миролюбивым нравом. Это не «Пиратская Бухта», которая палит из пушек по старому миру идиотских догм и убогих правил. Национальный российский торрент-трекер убирает нелицензионные раздачи по первому требованию правообладателей. Более того, правообладатели имеют техническую возможность собственноручно закрывать на трекере раздачи своих продуктов. И вот этот самый лояльный к закону трекер вдруг подвергается атаке следственного отдела, который путает имя и сущность, преступление и наказание, войну и мир и вообще производит впечатление городового, вознамерившегося запретить судоходство по мировым проливам.
Дело еще и в том, что торрент-трекер, откочевавший в нейтральные воды, является огромным культурным центром в русской Сети. Десятки и сотни артистов раздают с помощью торрент-трекера свою музыку. Среди них Инна Желанная, Владимир Пресняков, группа «Несчастный Случай», Светлана Сурганова и ее оркестр. Журнал «Смена» выкладывает сюда свои номера, так же как литературный журнал Nod Projekt. Тут можно скачать для просмотра арт-хаусные и иные фильмы, которые не попадают в широкий прокат. Тут писатели, одуревшие от издателей, выкладывают свои книги. Тут нет столицы и провинции, и стихи, написанные на Урале, в одно мгновенье становятся частью Москвы, так же как московская проза и московские мелодии без задержек уходят в города Сибири и поселки Ставрополья. Этот торрент-трекер безо всяких грантов, не клянча денег у государства, делает то, с чем не справляются вместе Минкульт, Минтранс и Почта России: создает единое культурное и жизненное пространство страны. Но вот вдруг из какого-то Чертанова почему-то является некто с амбарным замком образца 1876 года и с уверенностью, присущей незнанию, объявляет, что сейчас он закроет на этот замок интернет.
Возникают простые вопросы. Мы живем в обществе, в котором коррупция измеряется миллионами долларов. Но Чертановская прокуратура не видит гору коррупции, зато замечает микроскопического несчастного, заработавшего 1500 рублей. Мы живем в стране, где милиционеры чуть ли не каждый день совершают преступления. Но Чертановская прокуратура этого тоже не видит — иначе почему она после убийств, учиненных Евсюковым, не отправила в правительство письмо с требованием закрыть МВД для устранения обстоятельств, способствующих многочисленным преступлениям? Мы живем в стране, где не защищены права людей, где непонятным образом непонятно на что тратятся огромные суммы, где человек страдает от власти, и от монополий, и от крупного капитала, и от мафиозных структур — огромное поле работы для честного следователя и ответственного прокурора. Но вместо этого они выдумывают хитроумные ловушки для божьей коровки и грубо ломают вещь, созданную не ими, а миллионами российских пользователей интернета.
Это позор. Позорна трусливая поспешность, которую проявил «Ру-Центр», мгновенно согласившись без решения суда изъять имя у клиента, имеющего честный, полноправный договор. Позорно изгнание национального торрент-трекера из зоны ru. Позорны эти грубые и нелепые действия власти, которая в желании наказать маленького нарушителя сомнительных правил обрушивает целый мир, в котором живут миллионы россиян. И снова возникает вопрос об атмосфере бреда и границах разумного.
Город Глупов существует по-прежнему. В этом городе градоначальник настаивает на своем праве сносить дома граждан и бульдозерами остервенело ровняет их с землей. В этом городе власти насмерть бьются с пожилыми людьми, желающими постоять у памятника Маяковскому, знаменитому тем, что здесь в шестидесятые был оазис свободы и место поэзии. И в этом городе районная прокуратура объявляет источником преступления всемирную технологию, которую ни запретить, ни уничтожить невозможно.
Комментарии
Юрий Ревич, обозреватель «Новой»:
— В этом деле есть ряд нюансов, которые выводят его из ряда обычных «антипиратских» историй. Во-первых, сайт был закрыт не по постановлению суда, а всего лишь по представлению прокуратуры «на время проведения предварительного следствия» (цитата из официального письма). В таких случаях закон (ч. 2 ст. 158 УПК РФ) дает «Ру-Центру» месяц на рассмотрение самого представления и возможность предложить потенциальному нарушителю самому принять меры к устранению «обстоятельств, способствовавших совершению преступления». Иными словами, закрывать в суточный срок torrents.ru было совершенно необязательно. А вполне вероятно, было необязательно его закрывать вообще: трекер как раз и отличался от других файлообменных сетей тем, что шел навстречу требованиям правообладателей, и несколько лет назад из-за этого от него даже откололась группа «бескомпромиссных», организовав отдельный, хоть и не столь популярный ресурс free-torrents.org.
Павел Протасов, создатель юридического блога duralex.org:
— По моему мнению, следователь, который вот так попросил «Ру-Центр», просто укрыл от учета преступление, не выделив материал по факту распространения контрафактного ПО и не возбудив по нему отдельное уголовное дело. Перспективы довести такое дело до суда весьма сомнительны, видимо, именно этим объясняется нежелание его расследовать.
Максим Мошков, владелец крупнейшей электронной библиотеки Рунета Lib.ru:
— Новый закон об авторских правах делает нелегальным существование всего российского интернета. Российскому интернету светит судьба полной нелегитимности и насильственной криминализации (из заявления, сделанного незадолго до ввода в действие 4-й части Гражданского кодекса, начало 2008 года).
Алексей Поликовский
обозреватель «Новой»


24.02.2010

..."(полный текст)


P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

"Неужели апологеты Сталина из московской мэрии всерьез рассчитывают, что москвичи не помнят, как именно погибли их отцы и деды? Стараниями московских чиновников имя Сталина уже красуется под сводами станции метро "Курская". Никто из чиновников не вспомнил, естественно, ни о судьбе расстрелянного с санкции Сталина первого начальника метрополитена Петриковского, ни о судьбах еще сотен метростроевцев, казненных или отправленных в лагеря. "...

"...

 

 

 

Лужков: Дискуссия о плакатах со Сталиным - политические игры



Мэр Москвы Юрий Лужков считает политическими играми обсуждение плакатов с изображением Сталина, которые предполагается повесить в Москве к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Об этом сообщает РИА "Новости". "Это надуманная тема, поднятая средствами массовой информации и некоторыми политическими деятелями. Я считаю, это все политика, которая не имеет прямого отношения к личности, о которой идет речь", - сказал Лужков.
"Давайте лучше подумаем, кому интересно заниматься такой дурной политикой, которая вызывает возмущение и протесты людей, которых мы должны слушать, когда отмечаем годовщину Великой Победы", - цитирует мэра Интерфакс.
Ранее Лужков заявлял, что плакаты будут размещены и на 65-летие Победы, и "в ходе последующих мероприятий". "Когда мы видим, как сносятся памятники, это возмущает нас. Мы должны иметь иммунитет, когда из нашей истории вычеркиваются личности", - сказал Лужков.

По мнению известных правозащитников и деятелей культуры, использование портретов Сталина в социальной рекламе оскорбляет память жертв тирании и ведет к расколу общества. "Прославление Сталина в современной Москве - такая же нелепость, как, допустим, прославление нацистских лидеров в Германии", - говорится в заявлении, которое подписали Людмила Алексеева, Борис Стругацкий, Олег Басилашвили и еще несколько десятков деятелей культуры, правозащитников и гражданских активистов.
"Мы убеждены, что, столкнувшись с подлинным лицом столичных властей, москвичи не купятся на такую дешевку, как гламурная реклама Генералиссимуса", - говорится в письме общественных деятелей.
Согласно итогам опроса ВЦИОМа, проведенного в декабре 2009 года, видеть во главе государства политика, подобного Иосифу Сталину, хотели бы 29 процентов россиян. Это гораздо меньше, чем несколько лет назад. В 2005 году желающих видеть у власти лидера сталинского типа было 42 процента. Число противников Сталина, наоборот, выросло – с 52 до 58 процентов.
Имя Сталина в последнее время несколько раз оказывалось в центре громких скандалов. Так, в октябре прошлого года в отреставрированном вестибюле станции метро "Курская" московского метрополитена появились строки из гимна СССР сталинской эпохи, прославляющие его имя. Глава столичного метро Дмитрий Гаев позднее заявил, что надпись, которая была нанесена в 1950 году, восстановили "сдуру", однако главный архитектор Москвы Александр Кузьмин тогда же заявил, что считает необходимым вернуть памятник Сталину, стоявший на "Курской". "Я не сталинист, но с уважением отношусь к творчеству тех, кто работал до меня", – заявил Кузьмин.
В ноябре портреты Сталина появились на билбордах в Воронеже. Ко дню рождения вождя их разместило региональное отделение КПРФ. Партия получила разъяснение прокуратуры и коллегии областного суда, признавших размещение плакатов незаконным.
Прославлением тирана пытаются расколоть общество (обращение правозащитников и деятелей культуры)

13.03.2010 14:10


справка Справка :

О портретах Сталина к годовщине Победы: заявление "Мемориала"

Чиновники из московской мэрии заявили о намерении вывесить в городе к 65-й годовщине Победы портреты Сталина.
Как обычно, неизвестно, кто именно и на каком уровне принял это решение – но ясно, что изготовлены портреты будут за деньги налогоплательщиков, в том числе и тех, кто лишился родных по вине диктатора.
Но дело не в деньгах, и не в том, что часть приглашенных на празднества, вероятно, не захотят приезжать в город, украшенный столь сомнительным образом.
Появление портретов Сталина в День Победы оскорбляет память павших.
Советские солдаты шли в бой не потому, что им приказал вождь, и не затем, чтобы защитить политбюро с генеральным секретарем в Кремле. Они защищали Родину от иноземного нашествия, защищали страну, которую коммунистические вожди поставили на грань катастрофы.
Стойкость, мужество и подвиги людей, защищавших Родину в годы войны, были и остаются духовным наследием всего народа, и никто не вправе распоряжаться этим наследием по своему усмотрению. Попытка переписать это наследие на имя Сталина – не что иное, как мародерство и кощунство.
Вдвойне кощунственно намерение развесить портреты Сталина на местах сборных пунктов дивизий народного ополчения. История народных ополчений, – штатских людей, почти безоружных, безжалостно брошенных в мясорубки под Москвой, Киевом, Ленинградом и почти целиком погибших, – сама по себе представляет отдельный обвинительный акт против "великого полководца всех времен и народов". Неужели апологеты Сталина из московской мэрии всерьез рассчитывают, что москвичи не помнят, как именно погибли их отцы и деды?
Стараниями московских чиновников имя Сталина уже красуется под сводами станции метро "Курская". Никто из чиновников не вспомнил, естественно, ни о судьбе расстрелянного с санкции Сталина первого начальника метрополитена Петриковского, ни о судьбах еще сотен метростроевцев, казненных или отправленных в лагеря.
Затея с портретами – продолжение ползучей реабилитации сталинизма.
Затейники из рекламного комитета не собираются вспоминать о том, что действительно было целиком делом рук Сталина – ни о массовом терроре в армии в 1937-1938 гг., уничтожившем десятки тысяч военнослужащих – от рядовых до маршалов, ни о предвоенном союзе с Гитлером, прямым следствием которого стала трагедия лета-осени 1941 г., ни о миллионах жизней, которыми народ в течение всей войны расплачивался за преступления и ошибки вождя.
Народ выиграл войну несмотря на все преступления Сталина.
Победа досталась чудовищной ценой, которую еще до сих пор не подсчитали сполна.
Главный смысл празднования Дня Победы – высказать слова признательности тем, кто на самом деле добывал эту Победу. Их, увы, осталось уже совсем немного. Они и только они должны быть в центре внимания в этот день.
Если портреты Сталина действительно появятся на улицах Москвы, то мы сделаем все зависящее от нас, чтобы одновременно с ними появились другие плакаты, стенды и постеры, рассказывающие о преступлениях тирана и о его истинном месте в истории Великой Отечественной войны. Уверены: сотни москвичей, – детей и внуков фронтовиков, тех, кому действительно принадлежит Победа, – помогут нам в этом.
Международное и Московское общества "Мемориал"
03.03.2010


..."(полный текст)


P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

Популярные сообщения

Общее·количество·просмотров·страницы