Глобальный правозащитный план Джорджа Сороса

В российском представительстве Human Rights Watch надеются получить кусочек многомиллионного пожертвования филантропа



Сорос надеется привить свои идеалы иностранным политикам.
Фото Reuters
Стали известны некоторые подробности того, как правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) планирует потратить рекордный дар миллиардера Джорджа Сороса. 100-миллионный грант должен позволить организации более чем на треть расширить штат, а также влиять на политику ведущих развивающихся стран, чтобы активнее бороться с попранием универсальных ценностей. В российском представительстве организации надеются, что пожертвование позволит им расширить штат, в котором пока числится три человека, и заняться новыми исследованиями.
Амбициозная цель Сороса – подключить к усилиям по отстаиванию прав человека в мире правительства других стран за пределами США и Европы. Филантроп полагает, что за десятилетие войны с террором США в определенной степени подорвали свое лидерство в сфере защиты прав человека. «Права человека часто отвергаются как дело американцев, поскольку это идет из Америки», – цитирует миллиардера Washington Post. Он надеется, что его деньги помогут вырастить плеяду иностранных политиков и филантропов, которые будут считать, что права человека должны соблюдаться во всем мире.
Напомним, что миллиардер 7 сентября объявил о решении предоставить HRW 100 млн. долл. 10-миллионными траншами в течение 10 лет. 
Поскольку Human Rights Watch не принимает средств от государств и позиционирует себя как независимая организация, теперь ей придется, чтобы сбалансировать полученный грант, собрать еще 100 млн. долл. из других неправительственных источников. 
«В организации рассчитывают, что в итоге удастся реализовать стратегический план по превращению Human Rights Watch в подлинно глобальную структуру. Для этого в течение пяти лет нужно будет увеличить ежегодный бюджет с нынешних 48 до 80 миллионов долларов», – говорится на сайте HRW.

Предполагается, что в этом случае страны, где попираются права и свободы, не смогут игнорировать критику в свой адрес со стороны HRW, выдвигая встречные предложения, чтобы эта американская организация сначала разобралась с нарушениями прав человека со стороны Вашингтона. 
Да и пространство для маневра у нарушителей в мире, где ведущие государства будут ставить во главу угла права человека, будет меньше.Как заявил Сорос, для того чтобы организация стала более эффективной, она должна стать «по-настоящему интернациональной».
 Уже сейчас HRW освещает ситуацию с правами человека в более чем 90 странах из 45 точек мира. В ее штате около 300 человек. Пожертвование Сороса позволит расширить исследовательские возможности HRW, в частности, за счет найма дополнительных 120 с лишним сотрудников. 
Сообщается, что также будут открыты региональные штаб-квартиры в столицах развивающихся политических и экономических держав. Так, организации хотелось бы заручиться поддержкой демократических правительств Бразилии, Южной Африки, Индии и Японии и по возможности влиять на правозащитные аспекты их внешней политики.
Тут-то и приходится вспомнить о Китае. Исполнительный директор HRW Кеннет Рот и президент Института «Открытое общество» Эраия Нейер считают, что политический и экономический подъем КНР создал трудности правозащитникам. Ведь Пекин стал образцом роста экономической мощи без признания верховенства ценностей демократии и прав человека. Китай – это также и влиятельный торговый партнер, который не ставит сотрудничество с ним в зависимость от успехов той или иной страны в соблюдении прав человека.
Что касается России, то представительство HRW существует здесь 17 лет. По словам Татьяны Локшиной, и.о. директора, российский офис «достаточно нетипичен», поскольку бюро HRW, которые существуют в Лондоне, Париже, Берлине, Женеве, занимаются в первую очередь вопросами международной политики – мобилизуют правительства соответствующих государств для продвижения прав человека. 
«Российское же представительство отслеживает ситуацию с правами человека, проводит исследования и вырабатывает рекомендации», – отметила собеседница «НГ».
Локшина подчеркнула, что расширение штата организации будет происходить постепенно. 
Руководство организации намерено встретиться с сотрудниками в разных странах, чтобы определить, какие нужды существуют на сегодняшний день. 
«Этого собрания еще не было», – резюмировала и.о. директора российского представительства HRW.
В офисе HRW в Москве надеются, что их крайне маленький штат – три человека – будет увеличен хотя бы на одного сотрудника. 
«Мы считаем свою работу в России крайне важной. У нас просто не хватает рук. Мы хватаемся за самые горячие проблемы, – говорит Татьяна Локшина. 
В целом мы пока занимались исключительно ситуацией на Северном Кавказе, пытками в милиции, нарушениями прав человека в армии и т.д. Но нам хочется делать гораздо больше, например, провести исследование по доступу к обезболивающим для пациентов со смертельными болезнями».