суббота, 19 декабря 2009 г.

"...Ирина Карацуба, историк, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова: — Само название «Комиссия по противодействию фальсификации истории, наносящей ущерб России» звучит анекдотически, это просто Салтыков-Щедрин. Получается, что те фальсификации, которые не наносят ущерб России, пусть будут, да? То есть это анекдот. Создание этой комиссии — результат той неудачной инициативы ввести уголовную ответственность за отрицание Победы в Великой Отечественной войне, которую несколько месяцев назад выдвинул Шойгу. Но, в общем-то, это не так страшно, потому что по закону нас с вами могли приговорить от трёх до пяти лет в тюрьме или штрафу, а комиссия вроде как приговаривать никого не собирается. "

"...
http://www.chaskor.ru/   понедельник, 1 июня 2009 года, 10.40


Сергей Марков:«Мы не собираемся цензурировать»
Зачем нужна историческая комиссия

Дмитрий Медведев создал комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. «Частный корреспондент» расспросил представителя этой комиссии депутата ГД Сергея Маркова, зачем и кому всё это нужно.

Дмитрий Медведев создал комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. «Частный корреспондент» расспросил представителя этой комиссии депутата ГД Сергея Маркова, зачем и кому всё это нужно.

— Сергей Александрович, чем вы будете заниматься в этой комиссии? 
— Наша задача — отслеживать факты фальсификации истории на разных площадках: в книгах, в фильмах, в СМИ. Эта комиссия не новое министерство, скорее, координирующий орган, который будет регулировать работу всех ведомств, как Роскультура, Росмолодёжь, которые, кстати, уже давно занимаются борьбой с фальсификацией истории по своим многочисленным проектам.

— Цензура, что ли? 
— Ну что вы, ничего мы не собираемся цензурировать.

— Скажите, а фильмы «Сволочи», «Штрафбат» или книги альтернативной истории Фоменко — фальсификация исторической правды? 
— Все члены комиссии культурные и интеллигентные люди, и все понимают, что художественная правда может не всегда совпадать с конкретными историческими фактами, никто не собирается заниматься историческими интерпретациями и тем более фильмами и книгами. Художественный вымысел пусть остаётся на совести режиссёров и писателей.

Что касается книг Фоменко — это как Дэн Браун. Не будем же мы ему предъявлять претензии на тему, а был ли ребёнок у Марии или не был. Но, конечно, в школах учиться по таким книгам нельзя. А так пусть пишут на здоровье, экзотические версии истории увеличивают интерес к историческим книжкам.

— Почему именно сейчас вдруг понадобилась эта комиссия? 
— Речь идёт о противостоянии очевидной и наглой лжи, которая исходит, например, от Службы безопасности Украины. Помните, они устроили выставку «Голодомор на Украине», в которой оказались фотографии из США и Поволжья тех лет.

Они не могли ошибиться, это наглая ложь. А государственное поддерживание лжи должно пресекаться также на государственном уровне. Мы должны оберегать наших граждан и, кстати, граждан других стран, той же Украины, от таких фальшивых документов.

— Каким образом? 
— Главный механизм противостояния такой фальсификации — это создание альтернативы в виде правды. Если мы имеем растиражированной сотней тысяч экземпляров лживую фальсификацию, мы должны противодействовать не судебным преследованием его авторов и издателей, а выпуском нашей версии не в тысячу экземпляров, а в триста тысяч.

Сегодня вообще нужно издавать книги, журналы, проводить конференции, давать гранты студентам и школьникам, финансировать производство исторических фильмов с простой и правильной идеологией патриотизма и преданности своей родине.

— А вы не боитесь, что вот эта ваша идеологизированная правда повредит истории как науке? 
— Ну что вы, никто не собирается политическим образом поддерживать одну-единственную историческую интерпретацию.



"...Я давно мечтал о такой комиссии и даже об уголовной статье за преступления против исторической науки. Будь моя воля, господина Бушкова, создателя книги «Россия, которой не было», я лично заковал бы в кандалы. Надо же отвечать за содеянное! Впрочем, мечтать-то мечтал, но тут же себя одёргивал: вреда от такой комиссии всё равно больше, чем пользы. Бушковым комиссия заниматься не станет. Вряд ли дойдут руки и до Фоменко с Носовским, которые уже много лет доказывают доверчивому обывателю, что Иерусалим — это Константинополь, а Иван Калита и Батый — одно и то же лицо."

Читать дальше

Мы не хотим ограничивать свободу историкам, наоборот, мы хотим помочь освободить историков зачастую под жесточайшим гнётом государственной машины лжи, которые построены в таких странах, как Эстония, Латвия, Грузия и Украина.

Кроме того, мы хотим восстановить историческую науку, которая оказалась у нас разрушенной хроническим недофинансированием 90-х годов. В большей степени деятельность нашей комиссии будет направлена вовне, особенно в такие страны, как Эстония, Латвия, Литва, Украина. Пусть они не вбрасывают свои фальшивки нам.

— Неужели вы тоже, как и ваша коллега Наталья Нарочницкая, верите в заговор европейских историков против России? 
— В заговор европейских историков я не верю, всё это делают такие люди, которые всю свою карьеру построили на написании русофобских текстов, они заинтересованы в продолжении борьбы с Советским Союзом. И, увы, эта идеология набрала свою инерцию.

— Почему? 
— Отчасти продолжение холодной войны.

Беседовал Александр Костин 

Мнение 
Ирина Карацуба, историк, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова: 

— Само название «Комиссия по противодействию фальсификации истории, наносящей ущерб России» звучит анекдотически, это просто Салтыков-Щедрин.


Получается, что те фальсификации, которые не наносят ущерб России, пусть будут, да? То есть это анекдот. 

Создание этой комиссии — результат той неудачной инициативы ввести уголовную ответственность за отрицание Победы в Великой Отечественной войне, которую несколько месяцев назад выдвинул Шойгу.

Но, в общем-то, это не так страшно, потому что по закону нас с вами могли приговорить от трёх до пяти лет в тюрьме или штрафу, а комиссия вроде как приговаривать никого не собирается. 

Посмотрите на состав комиссии, в которую вошли чиновники из силовых министерств и ведомств, МВД, ФСБ, Минюст и т.д., там же всего 2—3 академических историка, причём ни один из них не является специалистом по ХХ веку, и всё это под руководством Нарышкина, руководителя президентской администрации. Кто, собственно говоря, будет там заниматься исторической наукой, совершенно непонятно. 

Объективную историческую интерпретацию чиновники не могут дать, они и не должны на неё влиять, они должны рассекретить архивы. Но у нас, наоборот, последние 10 лет доступ к архивам практически закрыт. 

Смотрите последнюю историю с историком Марком Солониным, который как специалист по Второй мировой войне попытался получить материалы, но ему официально в этом отказали. Если даже Солонину нельзя, то кому, спрашивается, можно?

Вред от комиссии потенциально может быть очень большой — она будет рекомендовать школам те школьные учебники, в которых будет конкретная промывка мозгов. Скандальные учебники Филиппова — Данилова, в которых оправдывается ГУЛАГ, например, уже используются по стране. Это чудовищно. 

Если комиссия будет решать по поводу спорных исторических вопросов, что можно писать, а что нет, то это, конечно, наступление на свободу слова и, кроме всего, это противоречит конституции, где запрещена официальная госидеология. Как это всё сочетается — бог весть.

Главная фальсификация исходит от власти. Когда в мае 2000 года только что избранный президент Путин начал подготовку к празднованию Победы, в Кремле была открыта памятная доска работы скульптора Зураба Церетели, на ней был список из имён героев, в котором оказалось имя Иосифа Виссарионовича. Объявлять Сталина героем Великой Отечественной войны — вот она, фальсификация на госуровне; это хуже — это очень опасная подмена сути.

..."(полный текст)


P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

Вот ссылка на Ирину Карацубу , чьё мнение приведено в статье ...
Прочтите обязательно ("море пАзитива"): Выбирая свою историю. «Развилки» на пути России: от Рюриковичей до олигархов. Авторы: И.В.Карацуба, И.В.Курукин, Н.П.Соколов.
(М.: КоЛибри, 2005)

"...Если в начале 1990-х численность российских чиновников составляла около 1 млн человек, то в 2005 году — 1,5 млн, а в 2008-м подбирается к 2 млн, увеличиваясь примерно на 10% ежегодно. Коррумпированный госаппарат разрастается, как раковая опухоль. Одновременно российское население сокращается на 0,7—1 млн человек в год"...

"...
http://www.chaskor.ru/  понедельник, 26 января 2009 года, 14.44



Виктор Мартьянов  
Борьба с борьбою борется…


Как нельзя и как можно остановить коррупцию

Историк Николай Михайлович Карамзин определил главную российскую проблему одним словом: «Воруют».

"По словам председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, в 2008 году объем коррупционного рынка в России составлял 350 млрд долларов в год. Эта сумма превышает доходы федерального бюджета и достигает 27% ВВП."

Читать дальше

В свое время историк Н. Карамзин определил главную российскую проблему одним словом: «Воруют». За двести лет фраза не утратила своей актуальности и не утратит, думается, еще лет двести. Тем не менее борьба с национальным злом периодически обостряется. Последней громкой инициативой стал «Национальный план противодействия коррупции», подписанный президентом РФ Дмитрием Медведевым. В середине января 2009-го вступила в силу основная часть этого плана — Федеральный закон «О противодействии коррупции».

Особенности национального антикоррупционного плана 


"Коррупцию невозможно победить одним страхом жестоких репрессий. Секретные китайские фискалы, вооруженные правом доносов и слежки, оказались беспомощны перед жадностью и стяжательством."

Читать дальше

Почему всё это не было сделано раньше? Борис Ельцин и Владимир Путин в 1997—2007 годах только в ежегодных президентских посланиях обращались к проблеме коррупции около 70 раз!

Многочисленные проекты приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими антикоррупционными нормативами исправно озвучиваются оппозицией и профильными гражданскими организациями с 1990-х годов.

Тем не менее многолетняя изнуряющая борьба завершилась откровенным признанием: «Несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития — коррупцию» (В. Путин, послание-2006). Теперь проблема по эстафете передана Дмитрию Медведеву.

Не обернется ли наступление на коррупцию очередной кампанейщиной наподобие пресловутого дела «оборотней в погонах»?

На эту мысль наталкивают некоторые особенности национального плана, который во многом повторяет ныне почти забытую антикоррупционную риторику начала 1990-х.

На деле национальный план не предлагает ничего экстраординарного. Все приведенные рецепты озвучивались ранее. 

Это и принятие Госдумой в январе 2009 года специального закона «О противодействии коррупции». 

И создание при президенте РФ совета по борьбе с коррупцией.

И намерение Кремля ратифицировать ряд международных и европейских антикоррупционных конвенций. 

И требование наконец обязать чиновников декларировать свои доходы и недвижимость.

Правда, норма распространяется только на них самих, их супругов и несовершеннолетних детей. 

Причем предоставление подобных сведений требуется только при занятии административной должности, а сами сведения «конфиденциального характера» исключают свободный доступ к ним граждан. 

Получается, что госорганы опять будут заниматься самолечением — искоренять коррупционные позывы сами в себе.

А российские граждане, как и ранее, получают привилегию содержать за свой счет наемный персонал, называемый «государство», но не могут просить отчета о его образе жизни.

Национальный план содержит немало императивов, вызывающих, мягко говоря, удивление. Вот, например, некоторые из них:

«…Воспитание у правоприменителей уважительного отношения к закону» .

«О сколько нам открытий чудных…» А ведь граждане до сих пор верят, что уважение к закону у правоприменителей и законотворцев предполагается априори.

«…Установление запрета на прием на правоохранительную службу и службу в органах федеральной службы безопасности граждан, имеющих (имевших) судимость, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям».

Еще одно открытие! Оказывается, в МВД и ФСБ до сих пор принимали на работу ранее заслуженно судимых.

«…Сокращение излишней численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов».

Из данного пассажа остается непонятно — будут чиновников сокращать или всё же набирать? Скорее последнее, поскольку госаппарат сокращаться самостоятельно не способен, а сократить его извне некому. Если в начале 1990-х численность российских чиновников составляла около 1 млн человек, то в 2005 году — 1,5 млн, а в 2008-м подбирается к 2 млн, увеличиваясь примерно на 10% ежегодно. Коррумпированный госаппарат разрастается, как раковая опухоль. Одновременно российское население сокращается на 0,7—1 млн человек в год.

При этом Российская империя в 1913 году обходилась 250 тыс. госслужащих при той же численности населения, но гораздо большей территории и отсутствии современных средств коммуникаций, баз данных и электронного учета.

Странно, если в данном контексте кто-то питает иллюзии о том, что чиновники способны самостоятельно справиться с еще более тяжкой задачей — собственной коррумпированностью.

«Разработка методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в федеральных государственных органах, государственных органах субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления муниципальных образований».

Разработчики национального плана не смогли определить, что такое коррупция вообще. Но при этом в лучших русских традициях готовы к разработке методики оценки эффективности (!) внутренних систем выявления и профилактики (!) коррупционных рисков (!!!).

«…Формирование в обществе и государственном аппарате уважительного и бережного отношения к частной собственности <…> повышение правовой культуры».

Тезис из цикла «Мы за всё хорошее»... Собственно, вряд ли кто-то против. Но какое конкретное отношение эти общеблагости имеют к сути проблемы?

И вечный бой, или Главное направление удара 

Представляется, что основной удар по коррупции должен быть нанесен всё же не в поле изобретения новых законов.


В качестве стратегии предпочтительна не карающая борьба с фактами коррупции, а сокращение самого законодательного и управленческого поля, в котором она возможна. 


Тем более что труднее всего справиться с коррупцией на уровне государственных решений, когда выгоды корпоративных кругов закладываются уже на уровне законопроектов.

В долгосрочной перспективе оптимальным представляется путь минимизации сферы госрегулирования, формирующего коррупционный соблазн. 

Это путь самоограничения: введение прозрачного документооборота, замена разрешительных процедур на уведомительные и т.п. 

Кроме того, сокращают поле коррупции установление и поддержание простых технологических стандартов деятельности госорганов:


  • наличие интернет-сайтов с обратной связью, телефонами и четким распорядком работы;
  • свободный доступ всех желающих в госучреждения;
  • — точное знание, не позже какого звонка госслужащий должен снять трубку и ответить на вопрос или дать консультацию;
  • определение максимальной очереди в госучреждения;
  • предельных сроков выдачи справок и иных документов;
  • знание, у кого и где можно обжаловать действия госслужащего;
  • какая стоимость «сувенира» или «подарка» должностному лицу квалифицирует их как взятку и т.п.


Подобные нормы и меры элементарно дисциплинируют госслужащих и снижают у них желание приватизировать в своекорыстных целях частичку государства, когда гражданам не ясны чиновничьи обязанности, полномочия и стандарты деятельности.

Наконец, что наиболее важно, эффективное противодействие коррупции предполагает участие общества. 

Однако возможный вклад общества в реализацию национального плана, за исключением нескольких ритуальных фраз, фактически сведен к нулю. 

Не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что такая методика если не обнулит, то серьезно убавит эффективность всей борьбы. 

Государство, которое не намерено делиться с гражданами полномочиями и ответственностью в борьбе с коррупцией, достигает весьма скромных результатов.

Особенно если и само общество достаточно лояльно к коррупционным практикам, а бытовой прагматизм подталкивает людей к решению проблем пусть малозаконным, но эффективным способом. 

Согласно социологическим опросам, россияне к возможностям искоренения коррупции относятся скептически, воспринимая ее как неизбежное зло. Практически каждый хоть раз в жизни решал свои проблемы именно с помощью взяток, подарков и прочих «сувениров». А раз не сформировано массовой нетерпимости к коррупции, особенно низовой, любые антикоррупционные инициативы сверху будут подорваны.

Пока же за антикоррупционной риторикой наблюдается отсутствие подкрепляющей ее практики.

Государство желает знать о гражданах практически всё, в то время как само остается совершенно закрыто от тех, кто, собственно, его составляет, то есть российских граждан — налогоплательщиков.

Такое противодействие коррупции напоминает известное «Борьба с борьбою борется, борьба с борьбой борьбет».

..."(полный текст)



P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

"...Вот чего он точно не ожидал, так это того, что аналогичное отношение возобладает и в церкви. И вместо проповеди учения о спасении она станет навязывать народу идеологию, которая снабжает его подручными средствами культурной и национальной идентификации. Успехи налицо — подавляющее число россиян охотно числят себя православными. Правда, легко обходятся без посещения церкви. Перемены происходят на поверхности сознания, его глубины остаются непотревоженными. И что в них происходит — одному Богу известно"...

"...
http://www.chaskor.ru/  пятница, 13 марта 2009 года, 11.25



Борис Фаликов  
Православие для ширнармасс



Сегодня отечественная интеллигенция и православная церковь пытаются влиять на народ одним и тем же способом, обращаясь с ним как с пассивным объектом манипуляций. Это не самый приятный и дальновидный, но действенный метод подчёркивает преемственность родных традиций.


Успехи налицо — подавляющее число россиян охотно числят себя православными. Правда, легко обходятся без посещения церкви. Перемены происходят на поверхности сознания, его глубины остаются непотревоженными. И что в них происходит — одному Богу известно.

Минуло 100 лет с тех пор, как Сергей Николаевич Булгаков в сборнике «Вехи» призвал интеллигенцию воцерковляться. Сделал он это тогда, когда интерес к религии и православию уже давал о себе знать. Радикальный атеизм, завещанный интеллигенции Чернышевским, Писаревым и иже с ними, пошатнулся. Начиналось то, что впоследствии назовут русским религиозным возрождением, одним из лидеров которого и стал Булгаков.

Оно было очень разным. Между мятущимся штейнерианцем Андреем Белым и православным традиционалистом Михаилом Новоселовым лежала огромная дистанция. Но всех их объединяла одна интуиция — приоритет духовной жизни над внешними формами человеческого общежития. Эту мысль в самом общем виде высказал в предисловии к «Вехам» их составитель Михаил Гершензон, Булгаков был конкретнее: духовная жизнь русской интеллигенции должна быть накрепко связана с православием. 

"Поразительно невежество нашей интеллигенции в вопросах религии. Я говорю это не для обвинения, ибо это имеет, может быть, и достаточное историческое оправдание, но для диагноза ее духовного состояния. Наша интеллигенция по отношению к религии просто еще не вышла из отроческого возраста, она еще не думала серьезно о религии и не дала себе сознательного религиозного самоопределения, она не жила еще религиозной мыслью и остается поэтому, строго говоря, не выше религии, как думает о себе сама, но вне религии."

Сергей Булгаков. Героизм и подвижничество

Вопреки надеждам деятелей религиозного возрождения, к власти в России пришли как раз наследники Чернышевского и Писарева. Для Ленина и его соратников православная церковь была одним из архиврагов. Расправу с ней нельзя было откладывать в долгий ящик. Атеизм стал ключевым звеном тоталитарной идеологии, которая надолго подчинила себе страну. Стало быть, Булгаков был прав, предупреждая об опасности его радикальных изводов?

Пожалуй, прав. Он ошибся в другом. У Булгакова не вызывала сомнения глубокая народная вера. Здесь он опирался на давнюю славянофильскую традицию, хотя и оговаривался, что она «слишком прекраснодушна». Поэтому предпочитал ссылаться на более трезвый взгляд Достоевского: да, народ «грешит и пакостит ежедневно», но всегда понимает, что это грех, потому что в душе у него живет вечный идеал Христа.

С осуждением цитировал Булгаков знаменитые слова Белинского в письме к Гоголю насчет атеизма русского народа. Мол, суеверий много, но религиозности нет и в помине, а есть здравый смысл, на благодатную почву которого и должны упасть семена просвещения. 

Вера в глубину народного православия у Булгакова была так сильна, что в финале веховской статьи он решился на пророчество, вернее, полупророчество, потому что сделано оно было в сослагательном наклонении. Да и сбылось ровно наполовину. Если бы народилась новая церковная интеллигенция, которая сочетала бы истинное просвещение и веру, какую бы пользу принесла она народу!

А если бы подверглась за это гонениям, то праведные ее муки «совершенно особенным образом отозвались бы в душе народной». Просвещенное поколение, пришедшее к вере, вскоре громко заявило о себе. И со временем по полной программе претерпело от рук безбожной власти.

Досталось и интеллигентной молодежи, которая пришла к православию сразу после революции. Отец Сергий Мечев и его юное окружение — лишь один из многих примеров. Но в душе народной это никак не отозвалось, поскольку народ строил под руководством этой самой «безбожной власти» светлое будущее.

Правда, и слова знаменитого критика-афея тоже не нашли подтверждения в отечественной истории. Дефицит здравого смысла у народа оказался примерно равен дефициту веры.


"И как всякая общественная среда вырабатывает свои привычки, свои особые верования, так и традиционный атеизм русской интеллигенции сделался само собою разумеющеюся ее особенностью, о которой даже не говорят, как бы признаком хорошего тона. Известная образованность, просвещенность есть в глазах нашей интеллигенции синоним религиозного индифферентизма и отрицания."

Сергей Булгаков. Героизм и подвижничество


Конечно, никак нельзя утверждать, что светоч веры сохраняла только интеллигенция. Но у интеллигенции в условиях гонений было одно преимущество. Она могла опираться на книги, когда внешние формы церковности были сведены к минимуму. Народное же православие, лишившись этих подпорок, понесло большой ущерб.

 В 70-е годы прошлого века молодым неофитам из интеллигентской среды уже приходилось сообщать старушкам из народа, когда в этом году будет Пасха. Булгаков бы очень удивился. Но были свои проблемы и у книжного православия. Как рассказывал Сергей Сергеевич Аверинцев, один его приятель так пошутил насчет другого: «Бог — его любимая категория».

Когда на страну свалилась религиозная свобода, все эти проблемы дали о себе знать, не говоря о куче остальных. Отношения церкви и интеллигенции не заладились. Они были непростыми и в булгаковские времена. Булгаков с горечью писал о том, как образованное сословие с удовольствием изобличает язвы церковной жизни, обнаруживая в ней рассадник обскурантизма и косности. 

Оказываясь в культурной изоляции, церковь неуклюже защищается, невольно впадая в тот самый обскурантизм, который ставят ей на вид. Свои услуги ей предлагают всякие «ловцы в мутной воде», и не откажешь, приличные-то люди брезгуют. На первый взгляд похоже на день сегодняшний. 

Посмотрите на дебаты вокруг введения ОПК в школе, и увидите всё это невооруженным глазом. Но есть и серьезное отличие. «Принципиальное отрицание религии», в котором Булгаков уличает интеллигенцию, сменилось иным подходом.

Где вы видели у нас настоящих атеистов? Это на Западе очень активны лидеры «нового атеизма» — Ричард Докинз, Кристофер Хитченс, Энтони Грейлинг. Они сражаются с самой сущностью религии, противопоставляя ей последние достижения науки. У нас это горстка людей, которая и в самостоятельное движение едва оформилась.

Есть у нас академик Гинсбург, которого еще можно отдаленно сопоставить по духу его воинственных эскапад с профессором Докинзом, да, пожалуй, и всё. Большинство же тех, кто критикуют церковь, делают это не с атеистических, а с антиклерикальных позиций. Более того, охотно зачисляют себя в агностики.

Неприязнь у них вызывает не вера per se, а политика церкви, ее попытки распространить свое влияние в те сферы государственной жизни, куда ей, согласно конституции, не должно быть ходу. Церковь в ответ мощно играет мускулами. Мировоззренческого клинча нет, оппоненты говорят на одном языке — политической борьбы. Какими же средствами она ведется?


"Если мы попробуем разложить эту «антибуржуазность» русской интеллигенции, то она окажется mixtum compositum составленным из очень различных элемент тов. Есть здесь и доля наследственного барства, свободного в ряде поколений от забот о хлебе насущном и вообще от будничной, «мещанской» стороны жизни. Есть значительная доза просто некультурности, непривычки к упорному, дисциплинированному труду и размеренному укладу жизни."

Сергей Булгаков. Героизм и подвижничество

Прошлый век не зря называют веком восстания масс, но массы проявили в ходе восстания не только страшную энергию разрушения, но и удивительную податливость. Оказалось, их можно направлять ровно туда, куда нужно горстке вождей.

Открыты были мощные механизмы обработки сознания. Тоталитарные режимы приказали долго жить, но способы управления массами постоянно совершенствуются, обзаводясь всё новыми технологиями. В свое время Арнольд Тойнби писал о том, что главной угрозой, с которой мы столкнемся в будущем, будет идеологическое манипулирование. Как в воду глядел.

Нынешние интеллектуалы относятся к подобной обработке масс как к чему-то само собой разумеющемуся. Да, она слишком часто использовалась во вред, но может приносить и благо. Технология — вещь этически нейтральная. Главное — насколько она эффективна. Поэтому любая политическая борьба у нас ведется с помощью этого проверенного оружия. Религиозная сфера не исключение. 

Булгакова не удивил бы такой поворот событий. Он сам писал о высокомерном отношении интеллигенции к народу, которая относится к нему как к «объекту спасительного воздействия». Вот чего он точно не ожидал, так это того, что аналогичное отношение возобладает и в церкви. И вместо проповеди учения о спасении она станет навязывать народу идеологию, которая снабжает его подручными средствами культурной и национальной идентификации. Успехи налицо — подавляющее число россиян охотно числят себя православными. Правда, легко обходятся без посещения церкви. Перемены происходят на поверхности сознания, его глубины остаются непотревоженными. И что в них происходит — одному Богу известно. 

Таким образом, и церковные, и светские умники извлекли из опыта народной податливости один и тот же урок — к массам надо относиться как к малым детям, оберегая их от заблуждений, в которые они могут впасть по малолетству. А другого урока не извлекли — как легко они в этом случае могут поменять одного вожатого на другого. И как опасно пестовать в них этот инфантилизм.

Сергея Николаевича Булгакова можно упрекать в идеализации народа, но его нельзя упрекнуть в ложном понимании христианства. Для него это не одна из внешних идеологий, а опыт внутреннего становления личности, который как раз и помогает освободиться от диктата извне. «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим.12.2). Именно этим и спасалась та часть советской интеллигенции, которая всерьез пришла к вере. Она-то призыв «Вех» усвоила. Нынешние интеллектуалы и нынешняя церковь — нет. Конфликт между ними — это конфликт единомышленников, борющихся за право учить народ уму-разуму, но при этом относящихся к нему как к пассивному объекту манипуляций.

Статьи по теме:

Мистика или харизма? 
Рациональный страх 
Порочный круг 
В плену у матрицы


..."(полный текст)


P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

"...В 2010 году предполагается заплатить 8,8 млн рублей за уход за комнатными растениями в Доме Правительства Московской области. Растений этих — ровно 231 штука. Произведя нехитрые вычисления, получаем, что каждый громовский цветок пожирает в месяц 3175 рублей. То есть два цветка «по уровню доходов» приравнены к одному подмосковному пенсионеру"...

"...
http://www.chaskor.ru/   пятница, 27 ноября 2009 года, 09.53

Владимир Тучков  
Курица, пожирающая золотые яйца
Кому живётся весело, вольготно на Руси?



В 2010 году предполагается заплатить 8,8 млн рублей за уход за комнатными растениями в Доме Правительства Московской области. Растений этих — ровно 231 штука. Произведя нехитрые вычисления, получаем, что каждый громовский цветок пожирает в месяц 3175 рублей. 

То есть два цветка по уровню их «личных доходов» приравнены к одному подмосковному пенсионеру. Для других структур, живущих за счёт бюджета, жизнь покажется ещё слаще и сытнее.

В Зальцбурге прошёл Российский экономический и финансовый форум, в котором приняли участие руководители Госдумы, Совета Федерации, экономических министерств и ведомств, Центробанка, различных общественных объединений и организаций, а также президенты, председатели правлений и генеральные директора ряда банков и компаний... Нет, никакой ошибки тут нет: именно в Зальцбурге. И именно российский, а не международный, как, например, Давосский. 

Доминанту этой географической несуразицы организаторы определили как «современное экономическое и политическое положение в России, проблемы, связанные с преодолением экономического кризиса и эффективностью антикризисных мер». Ну а весьма витиеватый и расплывчатый комментарий сопредседателя совета по национальному развитию Иосифа Дискина на сайте «Актуальные комментарии» пытается убедить нас в актуальности такого рода купеческих гуляний: коль у нас в Австрии есть бизнес-интересы, то мы должны устраивать что-то типа «русских сезонов в Зальцбурге». 

Характерно, что в программе форума никого, кроме российских докладчиков, не было. Об иностранных пассивных участниках также ничего не сообщается.


Собрались все свои, сами перед собой выступили, сами себя послушали. 


Что стоило (с экскурсией, средневековым рестораном и пятизвёздочным Sheraton) 5,5 тыс. евро на человека за пару дней. 


Челядь, то есть «сопровождающие лица», обошлась на полторы тысячи дешевле. 

То есть мы имеем типичное нецелевое расходование средств. И пусть это отчасти не бюджетные средства, а по большей части спонсорские, но банкиры оперировали не своими собственными деньгами, а вложениями клиентов. Это, конечно, семечки. Но эти семечки представляют собой циничное чиновническое послание: у вас кризис, у нас его нет. Но мы по доброте душевной пытаемся облегчить вашу участь, разрабатывая на выездных заседаниях методы борьбы с вашим кризисом.

Да, действительно, кризис не только не умерил аппетиты нашего чиновничества, но, пожалуй, даже усилил хватательные рефлексы.

О чём позволяет судить экспансия нецелевых расходов и откровенных распилов и откатов, наблюдающаяся на сайте госзакупок, ставшем с некоторых пор одним из наиболее захватывающих сетевых ресурсов.

Здесь, как писал Арсений Тарковский:

Земля прозрачнее стекла,
И видно в ней, кого убили
И кто убил: на мёртвой пыли
Горит печать добра и зла. 

То есть кто украл (или собирается это сделать) и у кого украли — из федерального ли бюджета или из регионального. 

Не всё, естественно, подходит под этот термин, на котором зиждется статья 158 УК РФ. 

Во множестве случаев бюджет опустошается на вполне законном с юридической точки зрения основании, когда организации и ведомства, привыкшие не отказывать себе ни в чём, приобретая необходимые товары и услуги, не считаются с затратами. Главное, чтобы покруче было. 

И тут можно вспомнить множество примеров устроения личной красивой жизни за счёт налогоплательщиков. Такие довольно свежие случаи у всех до сих пор на слуху.


  • Это и «золотая кровать» стоимостью 5 млн для дома приёмов МВД. 

  • И три люстры для парламента Кабардино-Балкарии за 1,2 млн. 

  • И часы по 500 тысяч для премирования передовиков исполнительного труда мурманского Белого дома. 

  • И 17 представительских автомобилей для Смольного по 3,5 млн за штуку. 

  • И ещё более солидный Infiniti QX56 за 5 млн для Следственного комитета при прокуратуре РФ. 

  • И два кресла со стулом за 270 тысяч для той же организации. 

  • И выставочный стенд, повествующий об успехах Дагестана, за изготовление которого дотационная республика заплатила 4,5 млн. 


А за зыбкой гранью, разделяющей непомерные потребительские аппетиты и вопиющее нарушение закона, находятся уже совсем иные деяния. К ним, в частности, следует отнести и воздвижение дагестанского чудо-стенда. Создаётся ощущение, что тут шторы шьют золотыми нитями, статуи вырубают из доставленной с Луны породы, памятные медали отливают из переплавленных античных монет, хранившихся в Британском музее...

Причём некоторые такого рода «шалости» притормаживают, не давая их инициаторам оступиться и запятнать своё праведное прошлое.

К абсолютным рекордсменам, которых вовремя остановили, следует отнести руководителей Управления Федеральной регистрационной службы по Чеченской Республике, которые вознамерились благоустроить свою дворовую территорию за 5 млн. 

Не дали реализовать творческие планы и механической лаборатории Петербургского университета путей сообщения, для которой за 3 млн хотели приобрести «машину для испытания болтов на закручивание». 

Но подавляющее большинство прорывается. Кое-кого после проведения тендера прокуратура хватает за руку. Но все провинившиеся отделываются в худшем случае выговорами.

К такому «счастливому» случаю следует отнести приобретение ёршиков для унитазов по 13 тысяч за штуку для питерской мэрии. Несомненно, это авторская работа, исполненная каким-нибудь гением декоративно-прикладного искусства с привлечением компании «Сваровски Кристалл».

В такого рода аферах используется несколько технологий.

Одна из них, можно сказать, хайтековская.

Заказчик, вступивший в сговор по поводу отката, размещает на сайте «нечитаемую» заявку. То есть вносит в текст несущественные грамматические ошибки, обманывая тем самым поисковую машину.

Скажем, дилер рыщет по сайту закупок в надежде продать керогазы и граммофоны крупным оптом. Однако в заявке написано «кирогазы и грамафоны».

Додумались и до более изощрённой техники, подставляя в слова вместо некоторых символов кириллического алфавита символы латинского, визуально неотличимые: а, о, р, у, х... В общем, система та же, что и в буквах автомобильных номеров. И глупый поисковик не в силах разобраться в этой незатейливой хитрости.

Применяются и старые проверенные приёмы устранения конкурентов.

Заказчик сознательно включает в конкурсную документацию невыполнимые требования. Но они невыполнимы для чужаков, для партнёра же по откату они являются необязательными.

Заказчик может искусно запутать требования или же выдать их в самый последний момент, когда «лишние рты» уже не успеют подготовиться к конкурсу. 

Однако возможны и внешне «безукоризненные» тендеры. Поскольку российский чиновник хитёр и изворотлив. И идёт на шаг впереди антикоррупционных законов.

И в этой ситуации можно предположить с громадной степенью вероятности, что в России появился новый класс компаний, которые не сеют и не пашут, а добывают на пропитание при помощи участия в такого рода «безукоризненных» тендерах. 


Им платят лишь за подачу заявки и выставление предложений по заранее составленному сценарию. 

Конечно, когда известны цены на конкретную закупаемую продукцию, удесятерить её цену, с тем чтобы оставить исполнителю 20% украденного из бюджета, не столь уж и легко. Однако можно ведь и пожертвовать определённым процентом в пользу надзирающего органа.

Поэтому машина откатов работает весьма эффективно и тогда, когда смысл проворачиваемых операций понятен даже дилетантам.

А через машину госзакупок ежегодно проходит 4 трлн рублей. О том, сколь невысок у неё КПД, можно судить по росту благосостояния отечественного чиновничества. А он очень высок даже в нынешнее непростое время. 

Когда же закупается не товар, а услуги, то можно творить чудеса типа пяти хлебов и двух рыб.

Скажем, при подаче заявок на разработку программного обеспечения зачастую предложения принимаются в течение двух, а то и одного дня. И сроки исполнения таковы, что можно предположить, что работа уже кем-то выполнена, а выделенную стартовую сумму с этим кем-то надо просто разделить «по понятиям». 

В качестве безоценочного примера, не восхищаясь и не порицая без достаточного уяснения серьёзности поставленной задачи, рассмотрим заказ Федеральной службы по финансовым рынкам на «выполнение работ по функциональной настройке официального сайта ФСФР России к особенностям и задачам ФСФР России». 

На его реализацию отводится чуть более месяца. В схватке за лот стоимостью 5 млн госбюджетных рублей приняли участие два соискателя. 

После получения предложений конкурсная комиссия, состоящая из шести человек, рассмотрела обе заявки и оценила их по четырём параметрам: запрашиваемая цена, качество выполняемых работ и квалификация исполнителя, срок создания дизайн-макета, срок предоставления гарантии качества работ. 

Один соискатель запросил чуть меньше денег, чем другой. При этом квалификация у обоих оказалась абсолютно одинаковой. Но по сроку создания дизайн-макета результаты были ошеломляющими: победитель тендера оказался в 30 раз (100 баллов против 3,3) сноровистее побеждённого. И это при равной квалификации исполнителей!

Поэтому вполне уместно предположить, что лидер, уверенный в победе на 100%, выполнил данную работу до начала объявления конкурса. В результате получил практически стартовую сумму — 4 850 000 рублей. Что для проведения «коррекции сайта» ой как немало. 

Очень интересных результатов можно ожидать и от тендера на разработку сайта Федерального медико-биологического агентства, за который агентство намерено заплатить 7 млн рублей из госбюджета. Эту нехилую сумму было намечено освоить за 18 дней. Правда, 6 ноября накинули ещё 10 дней. Грабители старого типа к ограблениям банков готовятся дольше. 

Но самые интересные результаты достигаются в сфере обслуживания исполнительных аппаратов. Например, в 2010 году предполагается заплатить 8,8 млн рублей за уход за комнатными растениями в Доме Правительства Московской области. Растений этих — ровно 231 штука. Произведя нехитрые вычисления, получаем, что каждый громовский цветок пожирает в месяц 3175 рублей. То есть два цветка «по уровню доходов» приравнены к одному подмосковному пенсионеру. 

Если же просуммировать все затраты на уборщиц, дворников, сантехников, вентиляторщиков и прочую обслугу подмосковной исполнительной власти, то получается около миллиарда рублей, затрачиваемых из областного бюджета. 

В ситуации, когда подмосковный губернатор объявил о сокращении социального пакета, это выглядит не только странно, но и цинично. Это уже называется красивая жизнь за чужой счёт.

Кстати, вот ещё одна странность. Оказывается, верхний уровень цен на представительские автомобили чиновников… никак и ничем не ограничен. Поэтому наши руководители любят самые дорогие из самых дорогих машин, часто тюнинговые, с большим количеством экзотических опций.

25 ноября начался тендер на авто- и авиаобслуживание полпредов президента, их аппаратов и главных федеральных инспекторов в субъектах Федерации. На заказ автомобилей для аппаратов полпредств и федеральных инспекторов управделами президента в следующем году планирует потратить 144,6 млн рублей.

В эту сумму не входят машины для самих полпредов, поскольку, как объяснил пресс-секретарь управделами Виктор Хреков, за предоставление им транспорта отвечает Федеральная служба охраны. Но и замы полпредов, и прочие столоначальники ничуть не стеснены в выборе.

В частности, Калининградской области нужны сразу две BMW — 750-й и 530-й моделей. Как пояснили «Газете.Ru» в аппарате главного федерального инспектора по региону Александра Чаплыгина, в Калининграде работает не только он, но и замполпреда Александр Дацышин.

Для Ставропольского края нужна BMW 745, Волгоградской области и Москве — Audi A8, Краснодарскому краю, Орловской и Рязанской областям — Volvo S80, Карачаево-Черкесии — Mercedes S 320, Саратовской области — Mercedes S 600, Костромской области — Volvo XC70, а Хабаровску — Lexus LX570…

Большой популярностью у сотрудников полпредств и федеральных инспекторов пользуются Toyota Land Cruiser. Сразу пять таких автомобилей нужно Уральскому полпредству в Екатеринбурге.

Кроме того, Toyota Land Cruiser заказаны для Смоленской, Тульской, Кемеровской, Сахалинской областей, Адыгеи, Калмыкии, Удмуртии, Ханты-Мансийского, Чукотского и Ямало-Ненецкого округов, Новосибирска и Приморского края.

На машинах российского производства собираются ездить только в Ненецком автономном округе (UAZ Patriot), Ингушетии (ГАЗ-299910), по одному автомобилю ГАЗ-31105 нужно Хакасии, Тюменской, Магаданской и Сахалинской областям, а также Еврейской автономной области.

При этом единственным надзирающим за тендерами чиновников органом является, как ни странно, Федеральная антимонопольная служба.

Но вопрос цены она тоже не рассматривает, а следит лишь за тем, чтобы была конкуренция поставщиков при закупках. 

Интересно, как этого соперничества добиться, если, скажем, все официальные дилеры Mercedes торгуют по одним и тем же ценам, утверждённым в Германии? 
..."(полный текст)



P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

"...И вот теперь в роли моего франкфуртского оппонента выступает уже мощная государственная машина, во всём диапазоне радио- и телевещания утверждающая, что за границами Российской Федерации обитают преимущественно моральные уроды и страстно желающие нашей погибели враги. При этом, естественно, подразумевается, что мы — россияне — являемся носителями высокой духовности. Ну а поскольку подавляющее большинство россиян составляют русские, то это прежде всего распространяется на них. То есть на нас. И не в последнюю очередь на меня лично. Причём под русскими, естественно, мы понимаем всех тех, для кого родным языком является русский, какие бы коктейли ни струились в их жилах"...

"...
http://www.chaskor.ru/
Владимир Тучков   суббота, 13 июня 2009 года, 13.18
Ведьма, привязанная к хвосту лошади
Непраздничные заметки о русской идентичности

Иллюстрация И.Я.Билибина к русской народной сказке "Белая уточка"
  
Наилучший способ отрезвления от шовинистического угара — чтение сказок. Народных. В русском сказочном мире понятия добра и зла существенно размыты. Поступки совершаются исходя из целесообразности, а не в силу каких бы то ни было «глупых» законов.

Шесть лет назад я улетал из Франкфурта, с книжной ярмарки, которую почему-то называют международной, а не вавилонской. Команда литераторов, упорно обозначаемая вскормленными с кремлёвской ладони СМИ как «писательский десант», затоварилась традиционным беспошлинным виски. И возникла пауза, которую необходимо было чем-то заполнить. Кто-то начал названивать в Москву, кто-то приступил к дегустации напитков, кто-то застыл в позе остановленного анимационного кадра.

И тут писатель Юрий Мамлеев обратился ко мне чисто по-светски:

— Ну как, понравилось вам здесь?

Зная, что Юрий Витальевич, проведя лет пятнадцать в иммиграции, вначале во Франции, а потом в Америке, страшно возненавидел западную буржуазность, я тем не менее ответил совсем не по-светски:

— Понравилось.

— А что же тут может понравиться? — повернул он вопрос риторическим боком, пытаясь спровоцировать во мне приступ любви к родному пепелищу и отеческим гробам.

— Люди. Они тут очень доброжелательны, — ответил я, не намереваясь потакать квасным амбициям собеседника.

— Ну, вы не обольщайтесь, — язвительно сказал Мамлеев. — Это всё внешний лоск. Вы же не знаете, что они о вас думают, улыбаясь при этом.

— А мне это не очень-то и важно, — продолжаю гнуть свою линию. — Главное, что мне в физиономию не плюют.

Аргумент оказался сильным. Писатель задумался. Однако сдаваться он не намеревался.

— Здесь, может быть, и не плюнут, — нашёлся он в конце концов, — а в Нью-Йорке не только плюнут, но и зарежут!

Тут объявили посадку, и мы не договорили. Может, это и к лучшему — зачем собачиться с прекрасным писателем, пусть за пределами своих замечательных романов он человек почти что партийный. А спор с вещателями идеологических истин — занятие абсолютно бессмысленное. В конце концов, решил я, в любом обществе всегда есть место ксенофобии. А на тот момент её процент был не столь уж и велик.

Однако с того достопамятного разговора воды утекло изрядно. И вот теперь в роли моего франкфуртского оппонента выступает уже мощная государственная машина, во всём диапазоне радио- и телевещания утверждающая, что за границами Российской Федерации обитают преимущественно моральные уроды и страстно желающие нашей погибели враги. 

При этом, естественно, подразумевается, что мы — россияне — являемся носителями высокой духовности. 

Ну а поскольку подавляющее большинство россиян составляют русские, то это прежде всего распространяется на них. То есть на нас. И не в последнюю очередь на меня лично. Причём под русскими, естественно, мы понимаем всех тех, для кого родным языком является русский, какие бы коктейли ни струились в их жилах. 

Наилучший способ отрезвления от шовинистического угара — чтение сказок. Народных. А не тех, которые насочиняли профессиональные сказочники (как Андерсен) или адаптировали для педагогических целей писатели (как Аксаков). Подлинные народные сказки начали собирать братья Гримм, немецкие филологи, положившие начало научной фольклористике. Вслед за ними народным творчеством как материалом для изучения, систематизации и анализа занялись и в других странах. В частности, в России главным собирателем и публикатором русских сказок был Александр Николаевич Афанасьев, также филолог, большой друг Даля.

Прежде чем приступить к сравнительному анализу русских и немецких сказок, необходимо уяснить важный момент: насколько добросовестны были и братья, и Афанасьев? Не пытался ли кто-то из них выставить свой народ в выгодном свете, исказив действительность? Читая тексты русских сказок, Александра Николаевича в этом грехе трудно заподозрить. Скорее, кто-то даже воскликнет: «Да он враг великого русского народа!»

А вот братьев заподозрить можно. Однако вот лишь один эпизод из их воистину героической биографии, свидетельствующий о том, что для них, учёных, истина была наиглавнейшей материей, ради которой они были способны на отчаянные поступки. Так, например, в 1837 году Эрнст Август, взойдя на престол Ганноверского королевства, решил отменить конституцию. И лишь семь человек, семь университетских профессоров, публично заявили, что никто не вправе посягать на гражданские права и свободы. Среди этих семерых смелых были Якоб и Вильгельм Гримм. Король пришёл в ярость и распорядился, чтобы диссиденты покинули королевство в трёхдневный срок. А мог ведь и того — ножичком…

Итак, поехали.

Разбирая профессиональные, деловые и душевные качества, которые позволяют персонажам русских сказок добиваться жизненного успеха, мы вынуждены признать, что все эти качества никакой роли не играют. При этом необходимо оговориться: это относится лишь к мужскому контингенту. Женщины как в русских, так и в немецких сказках получают желанное вознаграждение в виде царевичей или принцев за счёт своей красоты, покладистости, трудолюбия, добросердечности. Тут полный паритет.

Сразу же вынеся за скобки уникального Емелю на печи, до предела инфантильного и деклассированного, почти дауна, которому нет аналогов во всей мировой культуре, рассмотрим русских дураков и немецких дурней. Тут в полной мере работает архетипический механизм, конституированный в Евангелии, согласно которому «последние станут первыми».

При этом русский дурак достигает цели исключительно при помощи покровительствующих ему кудесников, купаясь в кипящем молоке и совершая прочие магические ритуальные действия. 

Немецкий же дурень в значительной мере опирается на свои собственные силы, изначально принимающиеся окружающими за признак безумия. 

Так, например, в сказке «Три языка» юноша, который «ничего не умел», смог не только избежать смерти, но и стать папой римским благодаря изучению языка собак, лягушек и птиц.

 А в «Сказке о том, кто ходил страху учиться» младший сын, который «был глуп, непонятлив и ничему научиться не мог», на поверку оказался совсем не таковым. Для игры с разбойниками в кегли он обточил головы мертвецов на токарном станке. Реанимировал двоюродного брата, массируя ему руки и тело, чтобы восстановить кровообращение.

Высказывание Канта о «нравственном законе внутри» находит подтверждение в немецком сказочном фольклоре. Любая ложь здесь порицается. Как и любое нарушение как Божьего, так и человеческого закона. 

Дева Мария насылает на девочку суровые испытания не за то, что та её ослушалась, а за то, что не хотела сознаваться в содеянном. «Благородный» вор, который крадёт только у богатых, безусловно осуждается даже родной любящей матерью и изгоняется из отечества. Да и сам вор считает себя «искривлённым деревом». Король осуждает дочь за то, что она не хочет держать слово, данное лягушонку. За воровство колокольчиков из сада волшебницы семья должна отдать маленькую дочку. Девочка, конечно, хлебнула горя, но в конце концов обрела счастье: дети за родителей не отвечают…

В русском сказочном мире понятия добра и зла существенно размыты. Поступки совершаются исходя из целесообразности, а не в силу каких бы то ни было «глупых» законов. В сказке «Вещий сон» добрый молодец, встретив трёх братьев, которые никак не могли разделить наследство — ковёр-самолёт, сапоги-скороходы и шапку-невидимку, решает проблему элементарно. Пустив три стрелы вдаль, посылает за ними братьев: вернувшийся со стрелой первым берёт себе ковёр, второй — шапку, третий — сапоги. Братья убегают, а добрый молодец забирает эти вещи себе и идёт творить добрые дела. Украсть «во благо», например, царевну или мешок с золотом считается не проступком, а удалью.

У немцев понятие справедливости имеет социальный характер. Дурню из вышеупомянутой «Сказки о том, кто ходил страху учиться», который отбил у нечистой силы клад, волшебник повелел: «Одна треть принадлежит бедным, другая — королю, третья — тебе». У русских никто ни с кем делиться не намерен. Причём счастливчик весьма сильно рискует тем, что завистники убьют его ради сокровищ. Увы, таковы отличия бюрократического общества от воспетой радикальными славянофилами русской крестьянской общины или так называемого мира.

Отчётливо различимо и отношение двух народов к гражданскому законодательству. Немцы сплошь и рядом демонстрируют истинно правовое сознание. Вот как заканчивается сказка «Братец и сестрица», в которой говорится о злоключениях девушки из народа, ставшей королевой, и её брата, превратившегося в козлёночка: «Затем она (королева. — В.Т.) рассказала королю о том злодействе, которое совершили над нею злая ведьма и её дочь. Король приказал обеих вести в суд, и там был над ними произнесён приговор. Дочку присудили отвести в лес, где её растерзали дикие звери; а ведьму взвели на костёр, где она и сгорела». Ни о каких судах и приговорах в русских сказках нет и речи. Закона не существует, вместо него применяется принцип высшей целесообразности. Хеппи-энд в похожей сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» представлен совсем по-иному: «Алёнушка ожила и стала краше, чем была. А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой. Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле». Без суда и следствия, без исполнения последней воли, под радостное улюлюканье детворы.

В мире немецких сказок определённое место уделено библейским персонажам. Бог мудро руководит действиями людей. Ему «ассистирует» апостол Пётр. Дева Мария являет милосердие. Ангелы помогают героям в трудную минуту. Священники изображены нейтрально, а порой с лёгкой иронией. В русских сказках упоминается лишь Бог, упоминается как неперсонифицированная надмирная сила, у которой следует просить помощи. Но при этом никому в голову не приходит отчитываться перед ним. Что же касается духовенства, то оно антагонистично по отношению к крестьянству. Иначе как попами священнослужители не называются. Чего стоит хотя бы «батюшка» из сказки «Клад». К старику, нашедшему горшок с золотыми червонцами, ночью является поп, натянувший на себя козлиную шкуру, и начинает пугать его чёртом, чтобы отобрать клад…

Какова же мораль? Ведь в сказках, даже в самых аморальных, она непременно должна быть. Убить себя ап стену? Отнюдь. Просто жить с осознанием того, что не мы являемся венцом человеческой цивилизации. И двигаться в верном направлении. А не в навязываемом нам совершенно противоположном, ведущем к изоляционизму, где привязывание ведьм к хвостам лошадей будет в порядке вещей. Не важно, что думает о нас немец, доброжелательно улыбаясь при этом. Важно, каковыми мы являемся и насколько мы способны осознавать наши сильные и слабые стороны. 

Ну и помнить о неусвоенных уроках совсем недавнего прошлого, когда одним из наиглавнейших идеологических лозунгов была максима «Слава великому советскому народу!». Не в последнюю очередь благодаря такого рода «национализму», выстроенному на пустом месте, великий советский народ довёл дело до логического конца — до крушения великого Советского Союза.
..."(полный текст)


P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

Популярные сообщения

Общее·количество·просмотров·страницы