воскресенье, 18 октября 2009 г.

"...Живее всех живых"...

"...



Неофициально мертв

Прогноз на развитие ситуации в Иране в случае смерти Хаменеи неутешительный: режим Ахмадинежада будет готовиться к войне
15 октября 2009, 16:58
Фото: Reuters
Текст: Андрей Резчиков









Иранская оппозиция утверждает, что верховный лидер Али Хаменеи мертв. По другой информации, он по-прежнему находится в коме. Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал, как в случае смерти аятоллы изменится ситуация в Иране и что станет с ядерной программой Тегерана. Прогнозы неутешительные: приведенную к власти руками Хаменеи команду Ахмадинежада уже ничто не удержит от войны в регионе и установления там новой тоталитарной империи.


Слухи (официального подтверждения или опровержения этой информации пока нет) о смерти верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, распространяемые иранской оппозицией, опубликовала в четверг британская газета Daily Telegraph. По версии издания, 70-летний аятолла скончался «в результате естественных» причин 14 октября, а формальное заявление об этом Тегеран сделает 15-го.




«Аятолла Хаменеи использовал Ахмадинежада против личных врагов и конкурентов. И, что называется, доиспользовался»
По данным ряда иранских аналитиков, высший руководитель избрал в качестве преемника своего сына – Моджтабу Хаменеи. Косвенно это подтверждается тем, что официальные иранские СМИ подозрительно часто говорили об аятолле Али Хаменеи как об «Али наших дней», имея в виду шиитского имама Али, который передал свои полномочия сыну Хасану.
Иранские блогеры, в свою очередь, утверждают, что все правительственные здания Исламской республики затянуты черной тканью в знак траура, а все дикторы иранского телевидения неожиданно оделись в черное. Кроме того, в Иране усилено патрулирование улиц подразделениями народного ополчения «Басидж» с целью предотвращения собрания людей.


Однако многие источники, не связанные с оппозицией, утверждают и обратное: аятолла жив. И стоит отметить, что три года назад ложные слухи о смерти Хаменеи весьма усиленно распространялись. В любом случае поставить точку в этой заочной дискуссии может только официальное сообщение из Тегерана. Подробнее о том, как будут развиваться события в Исламской республике в случае смерти верховного лидера, газете ВЗГЛЯД рассказал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.


− Когда умер Сталин, споры об этом были долгие, и продолжались они исключительно на базе того, что сообщали об этом «Голос Америки» и другие несоветские СМИ. Так же и в ситуации с рахбаром – верховным аятоллой. А если он действительно скончался, то начнется короткий, но жесткий период борьбы за власть, за назначение рахбара. Формально рахбара должен назначить Совет экспертов. Его возглавляет аятолла Али Акбар Хашеми-Рафсанджани, потерпевший жесточайшее поражение в борьбе оппозиции с президентом Махмудом Ахмадинежадом. Фактически президент совершил на протяжении последних нескольких месяцев что-то вроде путча – мирного и почти бескровного. Погибли только несколько десятков человек. Но он оттеснил религиозную элиту от командных высот в государстве. Единственным человеком, который из старого режима аятолл сохранял какое-то влияние на ситуацию, был аятолла Али Хаменеи. Более того, аятолла Али Хаменеи недавно поставил под свой прямой контроль ракетные войска, чтобы президент с его излишней увлеченностьюпроблемой существования Израиля не спровоцировал масштабную войну.


− Евгений Янович, Иранская оппозиция утверждает, что верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи скончался. Если информация подтвердится, как это отразится на внутриполитической ситуации в Исламской республике?




«Он не демон, не злодей, не великий лидер, не великий политический деятель, не великий полководец. Он случайный человек, заброшенный на вершину власти»
Мы можем предполагать кратковременную, очень жестокую смуту. Возможно, выходящую на уровень столкновений, если оппозиция сможет это использовать и мобилизоваться. Нельзя исключать появления на улицах Тегерана сотен тысяч, а может быть, и миллионов демонстрантов. Мы, безусловно, можем полагать, что военный генералитет Корпуса стражей Исламской революции (КСИР), руководство ополчения, то есть те, на кого опирается президент Ахмадинежад, сделают все возможное для того, чтобы ускорить ядерную программу, интенсифицировать ракетные программы. Ситуация в отношениях с Израилем может чрезвычайно обостриться. И в конечном счете может спровоцировать нанесение удара по ядерным объектам Ирана и, соответственно, превентивного удара по израильской территории. По факту, ранее Иран провел несколько масштабных военных операций, когда вся израильская территория оказалась под огнем ракет ХАМАСа и «Хезболлы» − двух иранских плацдармов на севере и юге.
При этом будут демонстративные шаги, призванные показать мировому сообществу, что Иран открыт, готов к переговорам, пока Тегеран лихорадочно делает под столом бомбу. И так будет продолжаться, пока Иран не сделает ядерную бомбу. После чего пойдет ядерная гонка вооружений в регионе. Ничего хорошего предсказать, к сожалению, не могу.


− У аятоллы Али Хаменеи есть возможные преемники?


− Разумеется, преемники бывают всегда, но там система достаточно демократичная. Но, представив себе смерть Сталина, кто мог сказать, что преемником будет Хрущев? Представив себе уход Хрущева, кто мог сказать, что преемником будет Брежнев? Этот режим очень похож на Советский Союз. Позиция верховного аятоллы – рахбара − безумно похожа на позицию генерального секретаря. И что здесь вообще можно предсказать? Когда Черчилль говорил о том, что советская политика – это битва бульдогов под ковром, то это абсолютно совпадает с тем, что собой представляет сегодняшняя политика Ирана. Любые предсказания здесь невозможны.




− Ахмадинежад может повлиять на решение Совета экспертов, который выбирает нового верховного лидера?


− Ахмадинежад теоретически не может, а практически, похоже, он уже может что угодно. Мы можем ожидать непредсказуемых изменений, мы можем ожидать жесточайшего столкновения сегодняшнего руководства Совета экспертов с администрацией иранского президента. Потому что многие члены Совета – фактически личные враги Ахмадинежада. И пока что ему удалось переиграть их всех, если уж Хашеми-Рафсанджани покинул свой пост руководителя пятничного намаза – это невероятно, беспрецедентно. Борьба в религиозной элите и в молодом звене военно-политической, светской элиты сегодня достигла максимума.



..."(полный текст)


P.S...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Общее·количество·просмотров·страницы