четверг, 5 ноября 2009 г.

"...РПЦ стала значимой частью общественной жизни и поэтому представляет интерес с социологической точки зрения: как общество относится к этому институту, что полагает для себя приемлемым и полезным, а что неприемлемым"...

"...

http://smi2.ru/
ПЦ МП – госкорпорация Духа
Добавил zashibis 461 день назад в раздел «Общество». Источник: Исследование
Русская православная церковь (РПЦ) сегодня – это одна из самых многочисленных общественных организаций России, обладающая большим влиянием, как на общество, так и на органы государственной власти. В последнее время мы все являемся свидетелями ряда инициатив РПЦ, направленных на установление более тесных отношений с обществом (т.е. с каждым из нас). В частности, предлагается введение учебного предмета «Основы православной культуры / религии» в школы; для вооруженных сил РПЦ может «поставлять» капелланов. Кроме того, РПЦ осудила коммунистическую идеологию, гражданские браки и предложила свою концепцию прав человека. Такая плотность событий, направленных вовне Церкви, усилилась внутрицерковными событиями: созыв Архиерейского собора, преодоление раскола в РПЦ (борьба с епископом Диомидом), борьба с раскольниками, как в России, так и на Украине.РПЦ стала значимой частью общественной жизни и поэтому представляет интерес с социологической точки зрения: как общество относится к этому институту, что полагает для себя приемлемым и полезным, а что неприемлемым.
Общественное мнение традиционно для наших исследований изучалось посредством анализа комментариев на форумах и на блогах Рунета (по возможности брались последние по времени комментарии за 2008 год). Нами были отобраны следующие информационные ресурсы:
1) качественные СМИ (Ведомости, Коммерсант, ИноСМИ, Эхо Москвы);
2) популярные СМИ (Аргументы и факты, Комсомольская правда);


3) наиболее посещаемые ресурсы Рунета (Mail.ru);


4) социальные новостные проекты Smi2.ru, News2.ru;


5) православные ресурсы (Правая.ру, Доброе слово. Православный форум, Русская неделя, Предание.Ру);


6) блоги, в которых обсуждалась деятельность РПЦ.



Общее количество проанализированных комментариев – более 500.
Обращаем внимание читателей, что к комментариям авторы исследования относились исключительно как к материалу анализа, поэтому анализ и иллюстративное цитирование в статье для соблюдения объективности осуществлялось без цензуры и без купюр. За форму (орфографию и пунктуацию) и содержание комментариев авторы статьи ответственности не несут.

Специфика материала
Для исследования нами отбирались только те статьи, в которых РПЦ подается через событие, актуальное для российского общества в целом. В частности, это обсуждение преподавания Основ православной культуры в школе, инициативы РПЦ, направленные на создание института капелланов в вооруженных силах, Осуждение РПЦ коммунистической идеологии, Предлагаемая РПЦ концепция прав человека и под. В то же время темы возможного церковного раскола, прошедшего недавно архиерейского собора – т.е. темы внутрицерковные – нами не рассматривались.
В целом, можно отметить, что позитивных суждений о РПЦ, ее представителях и их деятельности всего 9 %, соответственно негативных – 91 %. Однако здесь нужно сделать следующее уточнение. Во-первых, нами рассматривались только те мнения, в которых обсуждалась деятельность РПЦ, а не отношение к Вере, православию, христианству и т.п. Во-вторых, противники РПЦ, выражают свои оценки прямо по отношению к объекту суждений. В то же время сторонники РПЦ гораздо реже высказывают свое мнение о собственно деятельности РПЦ, сосредоточиваясь на обсуждении вопросов христианства, православия, Бога и под. Поскольку в данных суждениях не представляется возможным выявить отношение респондентов собственно к РПЦ, эти мнения нами не рассматривались (как и аналогичные им суждения атеистического толка).
Еще одним специфическим моментом выборки неожиданно оказалось примерно равное распределение критических мнений о РПЦ на информационных и на православных ресурсах. Предмет критики, конечно, во многом не совпадает: на информационных ресурсах РПЦ критикуется по всем направлениям обсуждений; на православных ресурсах в фокус негативного отношения попадают иерархи РПЦ, а также некоторые спорные стороны коммерческой деятельности Церкви и связываемые с нею отклонения от норм праведного поведения. В то же время такое явное доминирование негативных суждений свидетельствует о наличии серьезных проблем в самой Церкви.

Облик современного священника...
Внешности священника посвящено 5 % всех суждений. Основными особенностями внешности выступают борода, лицо, живот, тело в целом, ряса и крест – посредством которых могут даже называться их владельцы. Так, борода, которая обычно сальная(...схватить всех извращенцев в рясах за сальные бороды..., Эхо Москвы), служит для наименования – бородачи (ну пусть себе парятся, бородачи неумные.., Эхо Москвы). Заметим, что борода здесь ассоциируется и с регрессом, отсутствием цивилизованности.

Лицо представлено исключительно отрицательно (грубая и вульгарная лексика): рожа в телек не влазит, глупую поповью рожу, (наели) харю, злобные морды служителей, рыла воротят... (Попробуй улыбнуться – хотя бы просто солнышку, голубому небу, хорошему дню – тут же вокруг искривившиеся злобные морды служителей и старух, пшикающих и вопящих, что человек себя ведет нехорошо!, Аргументы и факты; Когда к священникам подходишь с проблемами они рыла воротят, Аргументы и факты).
Живот рисуется во всех случаях одинаково – он больших размеров: пузатые брюхи, необъятное брюхо, пузы во (например, Ну почему попы не могут жить спокойно? Денег во, церквей во, пузы во. Че еще надо?, Эхо Москвы). Заметим, что размер живота традиционно сообщает о материальном состоянии его обладателя.
С животом соотносится и описание тела, в целом – дородного: дородная фигура, упитанным фигурам архиереев, сытые прикормленные попы, безобразно-бесформенная тушка "батюшки".
«Портретирование» лица, живота, тела священнослужителя свидетельствует о том, что в представлении большей части обществарелигиозные деятели просто используют религию в целях личного обогащения. Этим можно объяснить и часто встречаемое слово крестопузые (и крестопузики), обозначающее священнослужителей (с помощью креста (религии) создающие собственные материальные блага (на что указывает просторечное слово пузо)).
Из одежды чаще всего упоминаются ряса, которая также характеризует ее носителя. Здесь могут быть правильно организованные парни в рясах (криминальный характер РПЦ), долгополые и длинорясые; ряса может быть шелковая чистая, а может изамусоленная. Заметим, что описание внешности священнослужителей существенно различается в соответствии с тем, какое звено описывается: нижнее (монахи, сельские священники) или высшее (архиереи), которые предстают в расшитых дорогих одеждах, передвигающиеся на дорогих машинах и т.п.
Автомобили священнослужителей – зарубежного производства. Чаще всего это Ауди (в том числе и последней модели) имерседесы, встречаются также BMW X5, лимузины, Лэнд Крузер, а также просто дорогие машины и иномарки.
Видно, что «портретирование» священников происходит в негативных тонах. Однако заметим, что негативно «портретируются» обычно священники высшего звена (архиереи). Описание внешности монахов и сельских священников единичны и крайне отличаются от перечисленных выше черт. Приведем характерный пример таких отличий: Монахи явно приехали издалека: на лицах - следы бессонных ночей, в глазах – нечеловеческая усталость. Стоптанная обувь, испачканные дорожной грязью рясы, поношенные не очень теплые куртки и головные уборы, потертые рюкзаки за плечами... В это время к дверям станции подкатил микроавтобус - иномарка, и из него на станцию вошел "батя". Дородная фигура, шелковая чистая ряса, теплая дубленка, меховой головной убор, запах дорогого парфюма. На лице - благостное выражение довольства и сытости. Проходя мимо очереди "батя" взглянул на монахов и отвернулся с выражением полнейшего безразличия на лице. Поднес к турникету магнитную карту и прошел на станцию. Он даже не поприветствовал своих духовных братьев, не помог им... Вот такое вот наблюдение из жизни. Так что стоит ли удивляться, что низовое звено материально обеспечивает верхушку церковной власти? (Доброе слово. Православный форум). Или «портретирование» сельского священника: Мой духовный отец служит более 20 лет в сельском храме Ивановской епархии... Для себя батюшке ничего не надо, как ходил он в одной шляпе и пальто 20 лет назад, так и сейчас ее носит. Как стоял у него в комнате стол да шкаф, да кровать с железной сеткой, так и сейчас стоит(Доброе слово. Православный форум).

Кто есть кто...
Иерархам РПЦ посвящено 13 % всех комментариев, при этом упоминаются в основном четыре фигуры: Патриарх (51 упоминание), митрополит Кирилл (16), Чаплин (12) и Кураев (6). В остальных случаях об иерархах говорится обобщенно.



Патриарх выглядит самой противоречивой фигурой в выше приведенном списке. С одной стороны, отмечаются положительные черты, среди которых 1) духовность и отвержение культа денег (Патриарх далек от культа денег, Комсомольская правда); 2) ум и мудрость (патриархи, надо отдать им должное - они ребята ууумные, Mail.ru). С другой стороны, выделяются негативные черты (которых гораздо больше): 1) любовь к роскоши, алчность, захват чужой собственности и лицемерие (Не могу молчать. "Патриарх заклеймил культ денег". Смешно. Таганский парк в Москве РПЦ, с благословения Патриарха, желает прихватезировать. Земля это тоже деньги. А, это как? Одним хапать можно, но с благословения (делиться надо), а другим нельзя (заклеймил)! Борьба с культом денег, с коррупцией в России - это "пчелы против меда", Комсомольская правда), 2) жизнь за чужой счет (...он на халяву всю свою никчемную жизнь прожил, и уверен что булки на деревьях растут, Комсомольская правда), 3) исполнение воли власти, агитация за власть (РПЦ до сих пор не вырулила из кризиса и не избавилась от цезаропапистских привычек. Не Путин с Медведевым виноваты в том, что благословили Медведева на царство, а сам патриарх, сделавший такой чудный PR будущему президенту и при этом очернивший образ самой РПЦ в глазах всего христианского общества, ИноСМИ), 4) благословление безнравственных людей (Его Святейшество ловко уходит от ответа на прямой вопрос. Говорит о нравственности, справедливости, совести и рукой поглаживает тех, кто этих качеств не имеет, зато имеет власть и деньги. А как же анафема, проклятие, отречение, отлучение? То-то я смотрю, бабушки-соседки ищут церковь, в которой свечи подешевле, Аргументы и факты), 5) криминалицация РПЦ (...это могут быть отзвуки внутрицерковной борьбы: группа иерархов хочет отстранить Алексия (или чего-то от него добиться, ну хоть передачи водочных доходов). За второй - по меньшей мере три "торговых церковных мафий", каждая из которых хочет монополизировать церковную безналоговую торговлю и какая-то из мафий - ридигеровская, Эхо Москвы), 6) принадлежность КГБ и КПСС (Офицер КГБ, член КПСС учит меня морали и нравственности. Попутно торгует беспошлинно спиртом и табаком. Молодец патриарх, Аргументы и факты).
Митрополит Кирилл, как и остальные представители РПЦ,представлен непротиворечиво. Митрополит Кирилл, видимо, является самой непопулярной фигурой, как для паствы РПЦ, так и для остальной части общества. Проявляется это, в частности, в том, что его редко называют просто митрополитом Кириллом, чаще – Кирилл сочетается с его фамилией Гундяев (тем самым, отказывают ему в признании его духовной власти, и постоянно эксплуатируют тему неблагозвучности его фамилии). Называют его также табачным митрополитом и отмечают его огромное личное состояние (А что слышно о табачном митрополите-миллиардере Кирилле?, Комсомольская правда), приписывают занятие контрабандой и продажу табака и алкоголя (Тот же Гундяев aka Митрополит Кирилл, засветившийся в свое время на контрабандных сигаретах и алкоголе - хоть он покаялся публично за свои выкрутасы? Да ничего подобного. Сидит, учит всех жить утром по субботам. На государственном канале, Аргументы и факты).
Говорится о любви митрополита к роскоши, его алчности: Вот, митрополит Кирилл ...экуменист номер один во всей Патриархии. Эдак, покручивает ключик от Царства небесного на своем пальчике, словно ключ от нового "мерседеса"!, Протоиерей Тимофей Алферов; или Бог сегодняшней православной церкви - Деньги. Нет, конечно иногда встречаются настоящие священники, которые живут по канонам православия, но сомневаюсь, что они имеют должность схожую с "заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата", Комсомольская правда.
Наконец, выделяется и такие черты, как лицемерие и обслуживание интересов власти в ущерб народу: Поддерживая воровскую россиянскую власть, заигрывая с нею, объясняя людям, что их возмущение существующим сегодня разрушительным порядком вещей, является свойственным русским грехом зависти и злобы (Митрополит Кирилл в ТВ проповеди не так давно говорил об этом), иерархи РПЦ наносят большой ущерб Православию и смуту в сердца паствы, Комсомольская правда.
Единственным позитивным штрихом к «портрету» митрополита Кирилла является его способность популярно разъяснять народу те или иные церковные инициативы: Нужно увидеть изложение позиции РПЦ. Кураев, Кирилл (ОВС РПЦ), или еще кто-нибудь кто мог бы объяснить популярно. Лично я за ОПК, Предание.Ру
На примере митрополита Кирилла видно четкое различие между отношением к иерархам РПЦ и к самой Церкви со стороны верующих: Я знаю, например, кто такой Гундяев, и он знает, кто он такой. Самое интересное, но и Бог знает, что представляет из себя митрополит Смоленский и Калининградский. А Церковь всегда свята, несмотря на грехи прихожан и священноначалия, venceslav. <.....>

..."(полный текст)


P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)
*************************************************
Напоминаю, моё мнение, как блоггера - составителя обзоров (дайджестов ) различных СМИ, может не совпадать с мнением авторов материалов, помещаемых на этот блог...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Общее·количество·просмотров·страницы