воскресенье, 1 августа 2010 г.

"...российская партия «Яблоко» заявила, что «эта законодательная инициатива возрождает худшие советские традиции, предоставляя сотрудникам ФСБ право объявлять гражданам официальное предостережение за действия, которые, по мнению предостерегающих могут стать причиной экстремизма – с последующим арестом на 15 суток за неповиновение требованию. «Не определен срок вынесения официального предостережения, а основания для его вынесения настолько размыты, что любое действие при желании можно будет объявить «вызывающим возникновение причин и создающим условия для совершения преступлений». Но в то же время совершенно определенной является ответственность за действия, которые не являются правонарушениями. Процедура обжалования предостережения в судебном порядке не предусмотрена, что грубо противоречит нормам Конституции РФ. Непрозрачность и бесконтрольность российских спецслужб при принятии этого закона еще больше увеличат возможности для произвола, не давая возможности гражданам от него защититься. Очевидно, что закон не способен остановить потенциальных террористов. Его цель – облегчить превентивные репрессии против оппозиции и инакомыслящих. Принятие данного проекта будет означать начало очередного крупного наступления властей на гражданские права и свободы, от которых в современной России уже и так почти ничего не осталось», - было сказано в заявлении партии «Яблоко»."...

"... 
http://flot2017.com/


30.07.10 00:10

РОССИЯ. ЭВОЛЮЦИЯ ФСБ: в худших традициях КГБ




Вчера, 29 июля президент РФ Дмитрий Медведев утвердил поправки в закон "О Федеральной службе безопасности" и Кодекс об административных правонарушениях, расширяющие полномочия ФСБ в сфере профилактики нарушений.

Об этом сообщила пресс-служба президента РФ.

ФСБ, в частности, наделяется правом объявлять человеку официальное предостережение в течение десяти дней после получения сведений о совершении им действий, создающих условия для совершения преступлений. Кроме того, в случае невыполнения предписаний или создания помех для выполнения ФСБ своих служебных обязанностей граждане теперь могут задерживаться на срок до 15 суток.

Документ вводит административную ответственность за неповиновение законному требованию или распоряжению сотрудника ФСБ и воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей. Такое правонарушение влечет наложение штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток.
За неповиновение требованию или распоряжению сотрудника ФСБ и воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей штраф для должностных лиц предусмотрен в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей, для юридических - от 10 тысяч до 50 тысяч рублей. Эти положения не распространяются на граждан в случае применения в отношении них мер профилактики.

Согласно тексту документа, руководитель органа ФСБ или его заместитель, уполномоченные объявлять официальное предостережение, в течение десяти дней после получения сведений о совершении физическим лицом действий, создающих условия для совершения преступлений, по результатам проверки этих сведений принимает решение об объявлении данному лицу официального предостережения. При этом, не позднее чем через пять дней со дня принятия указанного решения официальное предостережение должно быть направлено (вручено) физическому лицу.

Выступая в Госдуме на обсуждении законопроекта в июне 2010 г, пятницу статс-секретарь-замдиректора ФСБ России Юрий Горбунов заявил, что закон, расширяющий полномочия ФСБ РФ, позволит спецслужбам эффективнее действовать при проведении контртеррористических операций. "Органы безопасности реализуют ряд мер и временных ограничений, связанных с реализацией режима контртеррористической операции, осуществлением следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Вместе с тем ответственности за неповиновение их законному требованию нет, хотя в аналогичных случаях за невыполнение законных требований сотрудников милиции, наркоконтроля, органов уголовно-исполнительной системы такая ответственность установлена", - сказал Горбунов.

По словам Горбунова, на органы безопасности в настоящее время возложены обязанности госконтроля в 15-ти сферах, в том числе в сфере охраны морских биоресурсов, соблюдения режима государственной границы, государственной тайны. Назначение административной ответственности будет осуществляться исключительно в судебном порядке, уточнил он. "Таким образом, никаких ограничений прав человека или СМИ данное предложение не предусматривает", - отметил замдиректора ФСБ.

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, комментируя законопроект, указал, что нужно разработать серьезный закон о профилактике преступности. "В этом же виде он плох, потому что он антиФСБшный. По той причине, что дискредитирует это уважаемое заведение", - отметил он. "Я убежден, что у ФСБ нет намерений вновь превратиться в такого монстра бериевского типа. Но этот закон полностью открывает возможность для серьезной критики на этом направлении. Намек на то, что каждый гражданин может быть схвачен, ему скажут "делай это, а не то, иначе мы непонятно, что сделаем" - эти мутные штуковины, они дискредитируют вас", - предупредил Лукин представителей силового ведомства.

В ходе обсуждения законопроекта в Госдуме из текста документа было исключено положение об опубликовании текстов представлений и официальных предостережений ФСБ в СМИ. 

Из закона также были исключены положения об ответственности за невыполнение требований официального предостережения и положения о вызове лица в органы безопасности для объявления официального предостережения.

В российском обществе и в среде правозащитников законопроект вызвал неоднозначную реакцию.

Так, российская партия «Яблоко» заявила, что «эта законодательная инициатива возрождает худшие советские традиции, предоставляя сотрудникам ФСБ право объявлять гражданам официальное предостережение за действия, которые, по мнению предостерегающих могут стать причиной экстремизма – с последующим арестом на 15 суток за неповиновение требованию.

«Не определен срок вынесения официального предостережения, а основания для его вынесения настолько размыты, что любое действие при желании можно будет объявить «вызывающим возникновение причин и создающим условия для совершения преступлений». 

Но в то же время совершенно определенной является ответственность за действия, которые не являются правонарушениями. 

Процедура обжалования предостережения в судебном порядке не предусмотрена, что грубо противоречит нормам Конституции РФ. 

Непрозрачность и бесконтрольность российских спецслужб при принятии этого закона еще больше увеличат возможности для произвола, не давая возможности гражданам от него защититься. 

Очевидно, что закон не способен остановить потенциальных террористов.  Его цель – облегчить превентивные репрессии против оппозиции и инакомыслящих. Принятие данного проекта будет означать начало очередного крупного наступления властей на гражданские права и свободы, от которых в современной России уже и так почти ничего не осталось», - было сказано в заявлении партии «Яблоко».

Российская партия "Правое дело" также выступила против расширения полномочий ФСБ  и призвала депутатов не принимать соответствующий законопроект. "Партия "Правое дело" считает, что данный закон подрывает основы конституционного строя Российской Федерации. Дух и буква Закона подменяются внутренними инструкциями и распоряжениями и подрывают общественный договор, мир и спокойствие общества", - говорилось в заявлении, подписанном сопредседателями "Правого дела" Леонидом Гозманом и Георгием Бовтом. По мнению "Правого дела", некоторые положения законопроекта "противоречат Конституции России и идут вразрез с завоеваниями демократии". "Согласно вносимым поправкам, трактовка "инакомыслия" отдается на откуп анонимным работникам спецслужб", - заявило руководство партии.

Движение "За права человека" 16 июля опубликовало обращение к спикеру Совета Федерации РФ Сергею Миронову, в котором просило отклонить законопроект о расширении полномочий ФСБ. Обращение подписано рядом известных правозащитников. В частности, свои подписи под документом поставили, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев, председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева, глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.

Авторы обращения заявили, что вводимое в законодательство понятие "поведение (действие) физического лица, создающие условия для совершения преступлений" является неопределенным и создает простор для произвола ФСБ. 

По мнению правозащитников, после расширения полномочий в руках ФСБ сосредоточатся тройные функции - сбор сведений о гражданах, оценка этих сведений и предъявление требований на основании данной оценки

Авторы документа предполагают, что расширение полномочий ФСБ стало ответом "на критику спецслужб в связи с их действиями на Северном Кавказе и терактами в Москве 29 марта". Правозащитники расценили это как "стремление разбить зеркало, 'посмевшее' отразить неудобную действительность".

В обращении правозащитников к Миронову говорилось, что, несмотря на поправки в законопроект, внесенные Госдумой, "концепция предлагаемого закона остается прежней и чрезвычайно опасной".

Ранее правозащитники неоднократно требовали, чтобы вето на законопроект о расширении полномочий ФСБ наложил президент РФ Дмитрий Медведев. Однако 15 июля на пресс-конференции в Екатеринбурге Медведев заявил, что данные реформы проводятся по его поручению. "Каждая страна имеет право на совершенствование своего законодательства, в том числе и в отношении спецслужб. И мы будем это делать", - заявил президент.

В международном обществе «Мемориал», критикуя законопроект, заявили, что подобное расширение полномочий ФСБ нецелесообразно, вспомнив, что похожие полномочия имели органы КГБ. Об этом говорилось в обращении членов правления «Мемориала» в адрес президента РФ:

«25 декабря 1972 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия». Предостережение объявлялось лицам, совершившим «антиобщественные действия, противоречащие интересам государственной безопасности СССР, если они не влекут уголовной ответственности». 

Трудно вообразить, чтобы Указ от 25 декабря 1972 года помог предотвратить хотя бы одно реальное преступление. Однако нам известны многие десятки случаев, когда «предостережение» выносилось инакомыслящим советским гражданам, каким-то образом публично проявившим свое инакомыслие», - было сказано в обращении «Мемориала».

Член правления «Мемориала» Ян Рачинский, комментируя расширение полномочий ФСБ российским СМИ, заявил, что новые полномочия дадут ФСБ возможность запугивать юридически неграмотных людей, а в целом эффективность нововведения будет низкая. 

«Есть два момента, которые могли иметь в виду разработчики законопроекта. 

Во-первых, это отчетность. Галочки ставить, «вынесено столько-то предостережений». Таким образом, поддерживается видимость бурной деятельности безо всяких результатов, но и без особых усилий. 

Второе — возможность запугивания людей, не особенно осведомленных в юридических тонкостях. Так же было и в советскую эпоху. Если люди не понимают, что они ничего не совершили, и к ним никто не может приставать, то к ним легко такими вот квазизаконными действиями можно привязаться — запугать, склонить к сотрудничеству, это попытки внезаконного воздействия» - отметил он.

По мнению Яна Рачинского, ФСБ получает некоторую видимость законности

«В принципе, если вас приглашают на беседу, вы можете сказать, что найдете с кем другим побеседовать. Никто вас не обязывает им подчиняться. 

Этот закон в явном виде тоже не обязывает, но развиваться этот процесс будет примерно так: без опоры на процессуальные нормы, по усмотрению сотрудников будут заставлять граждан являться, будут угрожать им. 

Любому юридически грамотному человеку понятно, что если бы действительно был повод, они бы возбудили уголовное дело. А тут расчет на человека неразбирающегося — вызывают, намекают на то, что «мы все знаем», что человек якобы сделал что-то противозаконное, будут пытаться добиться от людей определенных шагов и действий, вроде сотрудничества», - уверен он.

Но на фоне всех этих споров, протестов и дискуссий, больше всего удивило отношение российского общества в целом к расширению полномочий ФСБ.

В частности, в ходе обсуждения данного законопроекта, 9 июля 2010 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел опрос «Расширение полномочий ФСБ» по репрезентативной выборке 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов на некоторые вопросы этого исследования приводится в процентах от общего числа опрошенных. Статистическая погрешность данных этого исследования не превышает 3,4%.

Вывод российских социологов таков. Большинство россиян ничего не слышали о готовящемся законе, расширяющем полномочия ФСБ (67%), только 3% "внимательно следили за обсуждением этого законопроекта. Социологи резюмировали: «Неинформированность подавляющей части населения обуславливает то, что определенного мнения по этому вопросу в обществе не сложилось»…

Данные соцопроса Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр) «Расширение полномочий ФСБ» 

СЛЫШАЛИ ЛИ ВЫ О ГОТОВЯЩЕМСЯ СЕЙЧАС В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ЗАКОНЕ, РАСШИРЯЮЩЕМ ПОЛНОМОЧИЯ ФСБ?

внимательно следят
за обсуждением этого законопроекта  3

что-то слышали о нем                           27

ничего не слышали о нем                     67

затруднились ответить                         4

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПРИНЯТИЮ ЗАКОНА, РАСШИРЯЮЩЕГО ПОЛНОМОЧИЯ ФСБ

целиком положительно  5

скорее положительно     27

скорее отрицательно      24

резко отрицательно        10

затруднились ответить   35

С КАКИМИ ИЗ МНЕНИЙ ПО ПОВОДУ ЗАКОНА РАСШИРЯЮЩЕГО ПОЛНОМОЧИЯ ФСБ, ВЫ БЫ СКОРЕЕ СОГЛАСИЛИСЬ? (возможно несколько вариантов ответа)

это нормальная практика
профилактики терроризма и преступлений в стране                27

этот закон неправомерно расширяет полномочия спецслужб
и позволит им нарушать права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ                                            31

этот закон будет использоваться для подавления оппозиции
и независимых журналистов
с целью ограничения критики действий властей                       19

затруднились ответить                                                                 29

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗАКОН, РАСШИРЯЮЩИЙ ПОЛНОМОЧИЯ ФСБ, СООТВЕТСТВУЕТ ОСНОВНОМУ РУСЛУ ПОЛИТИКИ НЫНЕШНЕГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ДМИТРИЯ МЕДВЕДЕВ ИЛИ ПРОТИВОРЕЧИТ ОСНОВНОГО РУСЛА ПОЛИТИКИ ДМИТРИЯ МЕДВЕДЕВА?

в русле политики Медведева                          40

противоречит руслу политики Медведева    18

затруднились ответить                                    42
Россия | ФСБ | расширение полномочий |

 ..."(полный текст) P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Общее·количество·просмотров·страницы