вторник, 31 августа 2010 г.

"...Совершенно не исключено, что медведевский жест обернется блефом, защитников Химкинского леса «кинут», а дорога пройдет там, где и собиралась. Но это не отменяет общественного значения того успеха, которого Евгения Чирикова и ее соратники добились своими руками и сердцами. Вот что действительно существенно. Призрак Химкинского леса пошел бродить по России. Пожелаем ему удачного путешествия."...

"...











Призрак Химкинского леса, часть 2. Защита защитников
Политолог Станислав Белковский объясняет, почему гражданский протест не становится политическим, и почему в этом нет ничего плохого



Едва президент Дмитрий Медведев принял решение приостановить строительство дороги через Химкинский лес, защитники леса подверглись информационной атаке со стороны группы граждан РФ, называющих себя оппозиционными политиками.

Оппозиционеры поспешили заявить, что «неполитический гражданский протест» в нынешней ситуации не имеет никакого значения и смысла, ибо отдаляет народ от истинной цели – отставки премьер-министра Владимира Путина.

А лидера «Движения защитников Химкинского леса» Евгению Чирикову обвинили в том, что она: а) не собирается отождествлять себя ни с одной оппозиционной политсилой; б) хвалит Медведева за принятое им решение; в) стало быть, не сегодня-завтра вольется в «Единую Россию»; г) вообще, возглавляет лоббистский проект, существующий на деньги Юрия Лужкова.

Хочу прокомментировать все это дело как гражданин России, не поддерживающий (в целом) нынешнюю власть – то есть как бывший и, возможно, будущий избиратель каких-нибудь оппозиционных политиков.

Итак, если можно, по пунктам.

1. Инфраструктура классической публичной политики, включая институт свободных выборов, в современной России разгромлена. А сама публичная политика – дискредитирована. Виновниками этой дискредитации являются и власть, и оппозиция. Первая видела в уничтожении публичной политики необходимое условие решения основных задач правящей корпорации. Вторая же в уходящем десятилетии занималась, в основном, двумя вещами:

– пыталась продаться Кремлю (как правило, неуспешно);
– уедала себе подобных.

В результате, в российском обществе возникло широко распространённое и стойкое неприятие понятий «политика» и «политик». Усугубленное качественным нарастанием социальной энтропии и дефицитом солидарности – явлениями, которые органически присущи монетократии, то есть режиму власти денег. Политика не рассматривается подавляющим большинством населения как способ изменения судеб. Доверие к профессиональным политикам стремится к нулю.

Так что сегодня человек, который бьет себя в грудь и кричит: «Я – политик!», – напоминает героя старого анекдота, повторяющего перед зеркалом: «Я – чмо! Я настоящее чмо!», пока не приходит жена и не говорит: «Не чмо, а мачо, дурак!».

2. В условиях паралича классической публичной политики эффективный антивластный протест в современной России возможен в трех формах: 

– гражданский протест;
– интеллектуальный протест;
– эстетический протест.

И, соответственно, все эти формы протеста становятся политическими как по сути, так и по последствиям. Потому и защитники Химкинского леса, и даже «Синие ведерки» – это сегодня и есть политика. Если и когда обычная публичная политика в нашей стране будет реабилитирована и восстановлена, все эти формы протеста могут быть конвертированы в политические движения.

Митинг 22 августа оказался так успешен потому, что его лицами были Юрий Шевчук, Артемий Троицкий и Евгения Чирикова. Окажись там в в первых рядах «профессиональные политики» – дело было бы загублено на корню.

3. Я лично не знаком с Евгенией Чириковой и, отдавая должное ее яркой внешности и несомненной харизме, не берусь предсказывать ее общественно-политическое будущее. Это будущее зависит от нее самой – от того, насколько правильно она сможет распорядиться своим первым успехом и первой славой.

Я не исключаю, что поначалу движение защитников Химкинского леса пользовалось финансово-организационной поддержкой фигур типа Олега Митволя и структур, близких к правительству Москвы. И меня, честно говоря, это не слишком смущает.


Главное, что сегодня защитники леса – автономная группа, сама принимающая решения. А любой общественный / политический проект начинается, как правило, с внешнего финансирования. Обусловленного временным совпадением интересов спонсора и спонсируемого. 


Здесь нет ничего сногсшибательного. Насколько мне известно, новые эксперименты в области либеральной политики тоже финансируются одним крупным бизнесменом, который в 2007-м году попал в Госдуму по списку кремлевской партии (за деньги, разумеется). И в Думе, кстати, этот бизнес-депутат занимается исключительно лоббированием коммерческих интересов своей компании – ничем больше.

Я не могут исключать и того, что Евгения Чирикова в обозримой перспективе способна совершить большую ошибку и примкнуть к «Единой России» (или какой-то еще кремлевской структуре). Однако в таком случае главной пострадавшей станет она сама. Её карьера независимого общественного деятеля пойдет под откос.

Но тот положительный сигнал, который российское общество уже получило от маленькой победы защитников Химкинского леса, не затухнет. Идея, что можно бороться и принуждать власть к определенным шагам, будет развиваться и распространяться дальше, независимо от личных решений Чириковой.

Пример калининградского экс-оппозиционера Константина Дорошка, который часто приводят новейшие критики Чириковой, действительно показателен. Дорошок и Ко запустили те самые процессы, которые, в конечном счете, привели к отставке губернатора Бооса. И если бы Дорошок утерпел, не пошел на сотрудничество с Боосом, то был бы сейчас героем на белом коне. А так – героем он не стал, но дело-то его не пропало. Вот что важно.

4. Разговор о том, что Чирикова-де получила помощь от разных партий и других политических организаций, а потом ни одну из них не отблагодарила, – это, простите, лукавая демагогия.

Партии и вообще политические организации (см. п. 1) у нас дискредитированы настолько, что они никак усилить общественный протест не могут. И в Химкинский лес они все припёрлись чисто пропиариться, с самого начала не веря в победу.

Так что когда Чирикова им говорит: «Вы, как настоящие граждане, должны бескорыстно защищать лёгкие нашего города и радоваться общему успеху», – она занимает абсолютно правильную позицию. Не она пыталась паразитировать на партиях, а наоборот. У партий не вышло? – да и черт с ними! Кому их нынче жалко?

5. Требование отставки Путина – неплохое, я готов его поддержать. Только отставка Путина никоим образом не меняет природу правящего режима – монетократии. Против которой многие профессиональные оппозиционеры, судя по всему, ничего не имеют. Так что не надо использовать отношение к отставке Путина как критерий подлинной оппозиционности. Это лишнее.

Совершенно не исключено, что медведевский жест обернется блефом, защитников Химкинского леса «кинут», а дорога пройдет там, где и собиралась. Но это не отменяет общественного значения того успеха, которого Евгения Чирикова и ее соратники добились своими руками и сердцами. Вот что действительно существенно.

Призрак Химкинского леса пошел бродить по России. Пожелаем ему удачного путешествия.

Станислав Белковский
ТЕГИ:
Темы: Протесты
Персоны: Медведев Дмитрий, Чирикова Евгения
Отрасли: Политика
Компании и организации: Правительствo РФ
..."(полный текст) 
 P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Общее·количество·просмотров·страницы