вторник, 13 октября 2009 г.

"... Души мертвеют без идеалов"...

"...

Александр Кабаков: «Мы слишком верим в чудо»


Про историю в чистом виде пишут лишь научные труды, а писатель происходящее на современность накладывает

Автор:
Юлия Шигарева

Статья из номера:
АИФ №41
от 07 октября 09


«То, что ХХ век проделал с человечеством, может стать своеобразной вакциной, которая навсегда избавит нас от попыток насильственным путём изменить общество», - полагает писатель

Александр Кабаков обычно пишет романы, что называется, «про сейчас».

И «Невозвращенец», и «Московские сказки», и «Всё поправимо» - это про нас. Но в новом его романе - «Беглецъ» - действие происходит в России 1916-1917 гг. По форме это якобы случайно найденный дневник некоего московского банкира, который он вёл накануне революции. А по сути это вновь про нас нынешних.

- Невесёлая у вас, Александр Абрамович, книга получилась. А власти предержащие пытаются уверить, что жить нам становится всё лучше…

- Но в «Беглеце» действие происходит в 1917 году!

- Про историю в чистом виде пишут лишь научные труды, а писатель происходящее на современность накладывает. И слова героя про кризис в культуре, про увлечение газет чёрными сторонами жизни, про воровство чиновников можно и нашему времени адресовать.

- Такие же слова могли быть произнесены и за 100 лет до моего героя. Русская жизнь имеет свои особенности, которые меняются очень редко. Традиция ругать начальство, ожидать от будущего исключительно неприятности, предъявлять претензии образованному слою у нас переходит из поколения в поколение.

- Плюс к этому - огромный опыт наступания на грабли.

- Это тоже одна из наших традиций. И дело не в том, что мы необучаемые… Нет! Мы просто слишком верим в чудо. Наступили на грабли, получили по лбу… А в следующий раз, может, и не получим. Почему не получим, непонятно. Но при этом продолжаем надеяться на счастливый исход.

Диктат троечников

- Академик Сергей Капица в интервью «АиФ» подметил, что сегодня в России почти не осталось писателей, которые являлись бы безусловными авторитетами для нации.

- Во-первых, изменилось само место литературы в обществе. Во-вторых, для того чтобы тебя уважали, надо очень дорого заплатить. Не деньгами, нет! Дорого заплатить судьбой! Солженицын был последним из таких писателей. Или недавно ушедший Василий Аксёнов. Он тоже очень дорого заплатил… Если слово не оплачено судьбой, оно не вызывает такого уважения. Так что, чтобы писателей снова зауважали, их надо начинать сажать!

Хотя сегодня любые выдающиеся качества не в чести. Что же вы хотите? Демократия! То есть власть большинства. А большинство не обладает выдающимися качествами, ими - умом, достоинством, порядочностью - обладают единицы. Знаете, как в школе - любой класс в основном состоит из троечников, разбавленных парой отличников и парой безнадёжных двоечников. Вот и в демократическом обществе так же.

- Диктат троечников - это то, к чему мы так отчаянно стремились последние два десятка лет?
- Ну а к чему ещё стремиться? Другое лучше, что ли? Мы уже попробовали другое. Хватит! Демократия - состояние скучное, но приемлемое. Так можно жить - когда не грабят, не убивают, не заставляют делать того, что противоречило бы твоим принципам.

«Веселее» не значит «лучше»

- Герой «Беглеца» пишет в своём дневнике: «…в пропасть падает бедная наша Россия, тянет она за собой - в этом я не сомневаюсь - весь мир». На ваш взгляд, Россия действительно так сильно влияет на судьбу человечества?

- Тогда, в 1917 году, Россия действительно потащила за собой в пропасть весь мир, что в конце концов вылилось во Вторую мировую войну. К счастью, обошлось, пропасть оказалась с дном. А на определённую часть мира, избегнувшую ужасов революций, события эти оказали благотворное влияние. Все социальные блага, достигнутые сначала в Америке, позже - в Европе, - это же результат простого психологического явления: напугались! Увидели на примере России, что случится, если социальное расслоение будет увеличиваться, и стали его сокращать потихоньку. Получается, прав Чаадаев, говоривший о том, что Россия создана для того, чтобы подавать ужасный пример другим народам. Хотя, на мой взгляд, в конце концов из этой последовательности дурных примеров может сформироваться некий уникальный опыт, который укажет человечеству позитивный, некатастрофический путь развития. Знаете, как люди, которые много пережили, приходят в конце концов к состоянию ничем не нарушимого счастья.

- Может, к состоянию счастья мы когда-нибудь и придём, а пока, как опять-таки подмечает герой «Беглеца», в стране растёт количество людей «с усталыми душами».

- Души мертвеют без идеалов. Истинные идеалы, в которых, как правило, человек не разочаровывается, - это идеалы, проверенные тысячелетиями, то есть религиозные идеалы. А общество наше, что ни говори про возрождение церкви как института, к этим идеалам ближе не становится. Религиозное сознание не очень возрождается...

..."(полный текст)


P.S...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Общее·количество·просмотров·страницы