пятница, 18 декабря 2009 г.

"...«Оценить реальную долю сети на рынке никто не может – статистика разная. А это значит, что увеличится коррупция, административные возможности влияния на рынок, – говорит Подольский. – В то же время ограничение наценки вплоть до нулевой на социально значимые товары поставит сети перед выбором – вообще отказаться от закупок или получать дополнительные деньги в конверте»"...

"...


«Эксперт Online»/16 декабря 2009


Закон о торговле, Экономика и финансы, Новое законодательство


Сторговались на интерес

Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»
Ольга Доронина, автор «Эксперт Online»

Госдума наконец приняла во втором чтении проект закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Рассмотрение переносилось дважды, так как участники законодательного процесса не могли договориться как по принципиальным, так и по частным вопросам. Ко второму чтению поступило 322 поправки, принято из них было 108. По мнению парламентариев в результате дополнительного обсуждения появится компромиссный вариант. Однако многие крупные торговые компании остались недовольны данным вариантом законопроекта.

«Цель закона – поддержка российских производителей товаров, обеспечение и соблюдение прав и законных интересов потребителей», – начал доклад глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. Он огласил коллегам основные изменения, внесенные в закон в ходе второго чтения. Так, правительству предоставляется право устанавливать предельно допустимые розничные цены на срок не более 90 календарных дней в особых случаях, когда рост цен составляет 30% в месяц.

Эта норма вызвала дебаты в зале. Слово взял коммунист Сергей Решульский. «А если каждый день на 0,9% будет рост цен, то это будет 28%, 29%, тогда что, не надо устанавливать никакие ограничения?» – возмутился парламентарий и продолжил свои расчеты. Если каждый месяц цены будут повышаться на 29%, то в год стоимость товаров может вырасти на 300%. «И тоже никакой реакции со стороны правительства и органов государственной власти не будет», – обратил внимание Решульский. По его мнению, депутаты такими поправками дискредитируют разумную идею и обманывают рядового покупателя.

«Главный механизм сдерживания цен в этом законе – это размонтирование монополистической системы ценообразования», – парировал Федоров. Поправка о 30%, по словам главы думского комитета, носит «исключительный характер» и начинает работать в случаях «действительного» роста цен.

Установили депутаты в законы и размер вознаграждения, которое поставщики выплачивают ритейлерам. «Бонус» может составлять не более 10% от цены закупаемых продовольственных товаров. При этом новелла законопроекта – запрет на выплату вознаграждения, если ритейлер покупает некоторые социально значимые продовольственные товары, перечень которых установит кабинет министров.

При этом законодатели установили порог присутствия на региональном рынке, превышать который торговые сети не могут. Если доля ритейлера в субъекте федерации превышает 25% объема всех реализованных продовольственных в регионе товаров, то торговая сеть не сможет арендовать новые торговые площади. Аналогичный порог будет действовать и на местном уровне. При этом норма, касающаяся муниципальных районов и городских округов, начнет применяться лишь с 1 июля 2010 года.

С поправкой не согласился экс-владелец сети «Седьмой континент», депутат Владимир Груздев. Он предложил снизить порог до 15%, так как цифра в 25% чрезмерно завышена. «Четыре сети не создадут нормальную конкурентную среду», – уверен Груздев, подчеркнув, что на рынке должно быть не менее семи ритейлеров. Евгений Федоров выразил уверенность, что установление 25−процентного ограничения является превентивным уничтожением монополии. «Это исключает использование монополистической силы, монополистического положения для навязывания поставщикам и покупателям цен и товаров», – сказал Федоров. Более жесткие нормы приведут к сложностям у некоторых муниципалитетов, убежден депутат. Но не исключил, что если норма о 25−процентном пороге будет плохо работать, то на следующем шаге, после того как закон заработает, ее можно обсудить еще раз.

Владимир Груздев предложил распространить действие закона только на продовольственные товары. «Ни одна из компаний, ни одна из ассоциаций, торгующих электронными товарами, электробытовой техникой не была привлечена к обсуждению данного законопроекта», – обратил внимание Груздев. Евгений Федоров парировал: основные сильные инструменты закона регулируют ситуацию на продовольственном рынке. «Закон, тем не менее, носит характер основ и распространяется на всю торговую деятельность Российской Федерации», – сказал Федоров.

Член КПРФ Владимир Кашин попросил принять поправку о том, что цены на продовольствие первой необходимости попадает под госрегулирование. Но поправка была отклонена. Как пояснил Федоров, может произойти «вымывание» этой группы товаров из магазинов. «Вы придете за хлебом, а хлеб магазин не продает, – привел пример глава думского комитета, – он предпочитает просто не реализовывать дешевые сорта хлеба».

Федоров обратил внимание коллег на то, что закон о торговле впервые за новейшую историю России регулирует отрасль, которая ранее системно никогда не регулировалась. «Разрабатывая закон, мы придерживались принципа „не навреди”. Впоследствии возможно вернуться к ряду положений, но жесткими мерами на начальном этапе мы можем закупорить товарные потоки. Закон должен поработать, а потом норму можно распространить дальше», – объяснял Евгений Федоров.

Проект закона, как пояснил зампред комитета по экономической политике Андрей Голушко, упорядочивает сроки расчетов за поставленный товар. Продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее десяти дней, подлежат оплате в срок не позднее, чем десять рабочих дней со дня приемки. Если же срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно – оплата должна быть произведена в срок не позднее 30 календарных дней. Продовольственные товары сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории России, подлежат оплате в срок не позднее, чем 45 календарных дней.

Данная редакция законопроекта – компромисс между аграриями и торговыми сетями, считают депутаты. Но достигнут он был не сразу. Депутаты Госдумы дважды переносили рассмотрение вопроса, всегда – по инициативе президентской стороны. Ожидается, что в окончательном чтении депутаты рассмотрят документ до конца года, так как основные его положения должны вступить в силу уже с 1 февраля 2010 года.

Между тем недовольны законом все, кроме крупнейших производителей. Ранее глава компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили отмечал, что закон призван отменить практику поборов производителей со стороны сетей. В то же время, уверен член совета директоров «Мосмарта» Виталий Подольский, закон будет усиливать монопольное положение крупнейших производителей продуктов питания. «Если „бонус” для сетей не может превышать 10% от цены закупки, то какой смысл сетям закупать продукцию мелких, небрендовых производителей, ведь, беря их, я должен убирать с полки популярные бренды. Сейчас мы это делаем, потому что берем с мелкого производителя чуть большую плату. Но с принятием закона монополизм усилится», – говорит Подольский и уверяет, что вслед за усилением монополизма последует и рост цен, а значит, пострадают покупатели. Подольский считает, что закон усилит коррупцию в сфере розничной торговли и заставит сети выходить в теневую систему получения доходов. «Оценить реальную долю сети на рынке никто не может – статистика разная. А это значит, что увеличится коррупция, административные возможности влияния на рынок, – говорит Подольский. – В то же время ограничение наценки вплоть до нулевой на социально значимые товары поставит сети перед выбором – вообще отказаться от закупок или получать дополнительные деньги в конверте».

..."(полный текст)



P.S... (НЕЗАКОНЧЕНО!)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Общее·количество·просмотров·страницы